Сетевое сообщество «РОССИЙСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ»

Форум — площадка для научных дискуссий и обсуждения академических проблем. Здесь принят стиль общения, соответствующий научному этикету. На форуме обсуждаются только профессиональные вопросы.

  • Вы не зашли.
  • Главная
  •  » Интернет-доклады
  •  » Имидж нацистского концлагеря в художественном творчестве бывших заключенных (Макарова Л. М., Сыктывкарский государственный университет)

#1 12-May-09 23:23:15

A.Venkova
Administrator
Откуда: Петербург
Зарегистрирован: 22-July-08
Профиль

Имидж нацистского концлагеря в художественном творчестве бывших заключенных (Макарова Л. М., Сыктывкарский государственный университет)

Макарова Любовь Михайловна, доктор исторических наук, доцент Сыктывкарского государственного университета

Имидж нацистского концлагеря в художественном творчестве бывших заключенных

Резюме

Концлагерь – это замкнутое пространство, инаковость которого подчеркнута максимально убедительным барьером, ограждением из колючей проволоки. Лагерь всегда был маргинальной зоной, где происходила своеобразная инициация, переход из одного состояния в другое. С одной стороны, лагерь был вполне предметным, а с другой – вызываемые им аналогии апеллируют не только к страданиям Христа, как в работах Г.Зандберга или М.Колодзея, но и к Мировому древу, и к языческой идее очищающего огня, представленной в картине Г. Грундига в виде зарева над концлагерем.
В этом пространстве уничтожения отсутствовало четкое разграничение сакрального и профанного, это был мир одновременно и живых, и мертвых, которые постоянно соседствовали. Художники воспроизводят принятую в лагере систему обозначений, включая замену личных имен номерами, благодаря которым личность еще до смерти оказывалась вычеркнутой из памяти и истории народа. Это представлено у Грундига и у Колодзея, последний изображает себя исключительно как номер 432.
Лагерное пространство характеризовалось еще одной чертой – перенасыщенностью, в условиях которой внешний мир конкретного человека оказывался тождественным границам его телесности, как это продемонстрировано в зарисовках из Бухенвальда и особенно ярко в работах М.Колодзея. У рисунков Колодзея нет названий, они представляют сплошное, непрерывное пространство, единый массив лагерных впечатлений, перетекающих одно в другое – стремление преодолеть лагерные разграничения.
Регламентировалась не только внешность, но и взгляд заключенных. Лагерный автопортрет Колодзей считает маскировкой себя истинного, характеризуя пустой взгляд как атрибут отстраненности, элемент самозащиты, и для контраста изображает себя современного.
Одежда эсэсовцев-охранников должна была подчеркнуть внешнюю дистанцированность охраны, но в творчестве заключенных это достигалось за счет карикатурности изображения, в частности, в Бухенвальде. Г.Грундиг изображает нацистов зооморфными - это медведи, волки; монстры рисунков Колодзея – это вместе и люди, и животные, и насекомые.
В течение лагерного пребывания происходила значительная внутренняя перестройка личности, менялась система ценностей. Постепенно у заключенных искажалась картина мира, что производило значительное психологическое воздействие. Благополучие человека не ограничивается его телесностью, и путь сохранения жизни любой ценой оказывался тупиковым. Это отчетливо проявляется в изобразительном искусстве бывших заключенных, в частности, в работах Г.Зандберга. Название одной из его гравюр «Герои» было впоследствии заменено рефреном из бухенвальдской песни «О, Бухенвальд, я не могу тебя забыть», на первое место выдвинулось страдание, а не способ его преодоления. Единственной возможностью преодоления этого тупикового состояния могла быть только попытка подняться над ситуацией, в большинстве работ это – обращение к Богу. Тогда навязываемое или культивируемое внешнее различие переставало быть определяющим, углублялась дистанция между стандартизированным обликом человека и его лицом. Таково изображение М.Кольбе на рисунках М.Колодзея.
Общая черта концлагеря в интерпретации бывших заключенных – это отчуждение человека от привычной связи поколений, деформация времени через сохранение или уничтожение памяти. Поэтому, хотя на первый взгляд корректировке подлежало только представление о смерти, на практике это означало и уточнение понятия жизни через соотнесение с ее отрицанием, даже с последствиями этого отрицания – бессмертием или забвением, а в конечном итоге – пересмотр всей судьбы человека на территории не только Германии, но и оккупированных стран.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/01.jpg

1.    Г. Грундиг. Жертвам фашизма. Ок.1948 г.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/02.jpg

2.    Г. Зандберг. Герои. 1958¬–1965. В 1980 работа переименована в «О, Бухенвальд, я тебя никогда не забуду»

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/03.jpg

М. Колодзей. Распятие. Название условно, поскольку свои работы он именовал. Фигура Христа напоминает изображение на одном из распятий М. Грюневальда  (ок. 1515 г.).

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/04.jpg

4.    АППЕЛЬ  А. Фавье. На аппельплац в Бухенвальде. Туда приносили и мертвых. Рисунки из Бухенвальда не датированы.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/05.jpg

5.    П. Маня. Концерт в блоке. Позы заключенных и частично их лица в условиях разного уровня опасности. Из Бухенвальда.

http://base.spbric.org/files/forumpict//makarova/06.jpg

6.    М. Колодзей. Капо, звонящий в колокол. Название условно. Время появления – начало XXI в.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/07.jpg

7.    М. Колодзей. Вши. Название условно.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/08.jpg

8.    ЗАКЛЮЧЕННЫЕ. М. Колодзей. Переполненность пространства. Название условно.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/09.jpg

М. Колодзей. Взгляд заключенных. Название условно.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/10.jpg

10.    М. Колодзей. Двойной автопортрет. Название условно.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/11.jpg

11.    Г. Грундиг. Медведь и волки. 1934? Возможно, отклик на резню штурмовиков в 1934 г.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/12.jpg

12.    К. Конечны. Свиноголовый. Из цикла «Раса господ». Без даты.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/13.jpg

13.    М. Колодзей. Искупительная жертва. Название условно. Христос (снова из Грюневальда) принимает на себя страдания заключенных, удерживая их от падения в бездну. Внизу слева, в очках, с осмысленным взглядом, под номером 16570 – отец Кольбе.

http://base.spbric.org/files/forumpict/makarova/14.jpg

14.    М. Колодзей. Весы. Название условно. Взвешивается Добро и Зло. Аналог весов Фемиды.

Полный текст


Вложения

Неактивен

 
  • Главная
  •  » Интернет-доклады
  •  » Имидж нацистского концлагеря в художественном творчестве бывших заключенных (Макарова Л. М., Сыктывкарский государственный университет)

Board footer

Powered by PunBB
© Copyright 2002–2005 Rickard Andersson
Модифицирован PunBB.ru

[ Generated in 0.007 seconds, 12 queries executed ]