Круглый стол «Границы субъективности: контексты репрезентации»

Руководители Круглого стола

Румянцев Олег Константинович —
доктор философских наук, заслуженный работник культуры РФ, начальник отдела философских исследований культуры Российского института культурологии
Шеманов Алексей Юрьевич —
доктор философских наук, заведующий лабораторией проблем социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья Института интегративного (инклюзивного) образования Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ)
Тематизация субъективности в современной философской литературе происходит в нескольких направлениях. С одной стороны, субъективность рассматривается как такая характеристика феномена человеческого существования, благодаря которой этот феномен противопоставляется миру объективностей. Причем это противопоставление осуществляется в двух вариантах — как всего лишь субъективность, нечто характерное для случайного и изменчивого опыта в контингентном существовании индивида, детерминированного многообразными и тоже случайными внешними факторами. И вместе — как нечто возвышающее этого индивида, поскольку он сознает свою субъективность, над всеми владеющими им детерминациями. Оба эти аспекта были запечатлены еще Блезом Паскалем в метафоре «мыслящего тростника». Причем речь идет о мышлении именно как об осознании своей ничтожности, случайности, а не как о способности познания, перед которой открываются тайны Вселенной. С другой стороны, субъективность выступает как открывающая себя в определенный момент истории и тем самым как тесно связанная с этим моментом по своему происхождению и содержанию. Субъективность, открывая себя, обретает себя как нечто, существующее в истории, т.е. именно в ней себя открывающее и осознающее. С этим толкованием субъективности тесно связана имеющая статус предрассудка идея, что субъективность появляется вместе с философской рефлексией.
Вопрос о рождении субъективности оборачивается парадоксом. Если говорить о субъективности невозможно вне осуществления ею актов самоотличения, которыми она и конституируется, то получается, что самоотличение предпосылается как некая способность, могущая наличествовать у кого-то, кто становится ее носителем, и тем самым предшествует ей и в то же время готов ее принять, сделать своей. Причем в силу существа этой способности ее носитель, чтобы стать субъективностью, должен сделать ее своей сам, как бы «от своего имени», ведь в противном случае способность самоотличения останется не его, не станет выражением самости того, кто ее присвоил как свою способность. Однако присвоить эту способность именно как свою может лишь тот, кто уже отличает себя в качестве самого себя от всего иного, т.е. тот, кто уже является субъективностью, или, иначе говоря, способен к самоотличению.
С проблемой исторического начала субъективности возникает и вопрос о ее отличии от бытия, которому субъективность не приписывается. Существует представление, что субъектность может быть приписана существу, которое вносит в мир свой порядок, и тогда, каким образом отграничить любое живое существо и даже вещь, поскольку они рассматриваются в этой своей субъектности, от существа, которому присуща субъективность. Ключевым в прояснении этого вопроса представляется значение термина «свой», «свое» и «сам», предполагающие самоотличение, но означает ли это, что речь идет о рефлексии, об обращении на себя, о самосознании, и если да, то в каком смысле? Все эти вопрошания нуждаются в довольно пространных разъяснениях и ответы на них в философской традиции существовали и существуют весьма различные, вплоть до признания их нерелевантными сути проблемы.
Оба отмеченных выше измерения или направления тематизации субъективности — и как противоположности объективному, и как обнаруживающей себя в истории — тесно связаны с переживанием ее конечности, ограниченности и в этом смысле — с темой границ субъективности. С этой же темой связана и обозначенная только что парадоксальность субъективности.
Круг, порождаемым данным парадоксом происхождения субъективности, является не следствием логической ошибки, а выражением процесса исторического совершения, родственного герменевтическому кругу. Иначе говоря, субъективность человека по самому своему существу не может быть предпослана в готовом виде процессу истории ее становления, ведь она присуща человеку, поскольку он в своем бытии делает ее своей, присваивает.
Круговой характер процесса исторического совершения выражает целостность, присущую самому феномену человека. М.Б. Туровский рассматривал целостность человека как результирующую концентрацию его собственной истории. Это значит, что эта целостность, как и осуществление самой субъективности, имеет парадоксальный характер. Ее существенной чертой является то, что отношения человека с миром строятся, по слову Хайдеггера, как бытие-в-мире, т. е. не так, что человек вписан как живое существо в свою экологическую нишу, или в свой Umwelt, если использовать термин Икскюля, образуя с ним одно целое — систему, а так, что основой его бытия-в-мире является граничный характер его субъективности, трансцендирующей любую определенность его отношений с иным. Целостность человека образована его незавершенностью, поскольку человек постоянно субъективно присваивает эту незавершенность как конститутивный принцип своего исторического совершения. В этом смысле тематизация субъективности тесно связана с переживанием ее граничности и в этом смысле — с темой границ субъективности. Границы субъективности обычно определяются исходя из того типа отношений, которым в данном случае и конституирована сама субъективность: граница — это взаимодействие и одновременно усвоенный и введенный внутрь субъективного пространства образ взаимодействия. Граница присваивает мне меня и одновременно отчуждает меня от меня.
Эта тема границы реализуется по-разному в связи с различными контекстами осмысления феномена субъективности.

Основные темы, проблемы для обсуждения

Вот далеко не полный перечень проблематики граничности субъективности в ее связи с проблемой репрезентации в различных контекстах понимания этой граничности, который предполагается сделать предметом анализа на данном Круглом столе.

Предполагаемый список очных и заочных участников