Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

ТАБУНКИНА Ирина Александровна

Страна:  Россия
Город:  Пермь
Место работы: Пермский государственный университет, кафедра мировой литературы и культуры
Должность:  Старший преподаватель
 Ученая степень:  кандидат филологических наук

Тема доклада:

Взаимодействие регионального, национального и всемирного дискурсов в провинциальной культуре (на материале книг серии «Юношеская библиотека», выходивших в Пермском книжном издательстве в 1978-1994 гг.) (в соавторстве с Бочкаревой Н. С.)

Тезисы:

См. тезисы Бочкаревой Нины Станиславовны


ЗАГРЕБИН Сергей Сергеевич

Страна:  Россия
Город:  Челябинск
Место работы: Челябинский государственный университет. Институт гуманитарного образования
Должность:  Зам. директора по науке
 Ученая степень:  доктор исторических наук
Ученое звание: Профессор

Тема доклада:

Культурология как интегративная наука о культуре

Тезисы:

Культурология — самая молодая российская наука и учебная дисциплина. Формально, российская культурология как наука вышла из культурологии как учебной дисциплины. История культурологии насчитывает десятки лет, а возможно и десятки столетий. Думается, позволительно будет соотнести историю культурологии с историей философии. Сегодня не существует единой общепризнанной теории культуры. Историю культурологической мысли можно рассматривать как череду самостоятельных концепций, описывающих и объясняющих феномен культуры с различных методологический позиций. Культурология как наука настолько уникальна и необычна, что в современных научных практиках нет однозначного мнения относительно истории культурологии, её предмете и методе, основных проблемах и постулатах. Главная проблема в идентификации культурологии как самостоятельной науки заключается в многообразии дефиниций ключевого понятия — «культуры». Представляется возможным выделить две доминирующие тенденции в интерпретации современного культурологического знания.

Первая тенденция. Культурология представляется как сумма различных научных практик, изучающих культуру.

Вторая тенденция. Культурология представляется как целостная самостоятельная наука, принципиально отличающаяся от иных научных практик, изучающих культуру. Российская теоретическая культурология пока не сформулировала собственные законы, выявление и постулирование которых представляется одной из наиболее актуальных исследовательских задач.

По нашему мнению, в качестве одного из фундаментальных законов теоретической культурологии можно выделить закон воспроизводства культурных артефактов. Закон воспроизводства культурных артефактов можно обозначить как непрерывный процесс повторения и воссоздания культурных форм и смыслов, обеспечивающий постоянное возобновление культурогенеза в последовательно сменяющихся стадиях исторического развития. Данный закон находит своё выражение на всех этапах исторического развития культуры, во всех сферах конкретно-исторических типах культуры, во всём многообразии предметно-смысловых проявлений культуры.


ЛОПУТЬКО Ольга Петровна

Страна:  Россия
Город:  Новосибирск
Место работы: Новосибирский государственный педагогический университет
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат филологических наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Историческая динамика принципов отображения культурного пространства в содержательной структуре языковых знаков

Тезисы:

История языковых форм может быть представлена как процесс поиска оптимальных способов их взаимодействия с общим пространством культуры. При этом взаимосвязь структуры языкового знака с культурным контекстом на ранних стадиях исторического развития является более органичной,глубокой и непосредственной, нежели это свойственно новому времени. Единицей, наиболее полно воплощающей в себе эту взаимосвязь в русском языке X–XV вв., выступает устойчивая формула. Ритуализованная культурная жизнь названного исторического периода не только сопровождалась активным использованием таких словесных комплексов, но и отображалась в их лексической структуре. Ср.: «положити рядъ» — «заключить договор», т. к. сооружение ряда (наката) из пластов дерна в древнем ритуале было составной частью клятвы землей при достижении важных соглашений.

Различные способы моделирования мыслительных отображений действительности в семантике языковых единиц автор предлагает характеризовать как культурно-исторические типы языкового мышления.

Современный — понятийный — тип языкового мышления, основанный на примате сигнификативного компонента в содержательной структуре языкового знака, обеспечивает экономию языковых средств и общезначимость семантических единиц. Разумеется, и некоторые современные языковые знаки отображают в своей содержательной структуре переход от результатов сенсорного обобщения к продуктам интеллектуальной абстракции, о чем косвенно свидетельствует сам факт выделения денотативного компонента в их семантике. Но это скорее итог указанного процесса, в то время как содержательная организация устойчивой формулы обеспечивала реально осуществляющийся в каждом акте речи процесс восхождения от чувственного отображения к отвлеченно-интеллектуальному осмыслению ситуации.

Последнее раскрывает преимущества и этого древнего — формульного — типа языкового мышления. Устойчивая формула с ее непосредственной направленностью на предметные коды мыслительной деятельности представляла собой наиболее экологичный для носителя древнерусского языка путь номинации общественных реалий, дающий возможность индивидуально-интимного осознания явления и одновременно «синхронизирующий» эти индивидуальные осознания относительно культурно значимой ситуации и связанного с ней термина.

Эта ключевая роль формулы в культурном пространстве своей эпохи объясняет и ее организующее значение в самом становлении новой, понятийно ориентированной системы языка.


БОЧКАРЕВА Нина Станиславна

Страна:  Россия
Город:  Пермь
Место работы: Пермский государственный университет. Кафедра мировой литературы и культуры
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор филологических наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Взаимодействие регионального, национального и всемирного дискурсов в контексте провинциальной культуры (на материале книг серии «Юношеская библиотека», выходивших в Пермском книжном издательстве в 1978–1994 гг.) (в соавторстве с Табункиной И. А.)

Тезисы:

Задача данного исследования — проанализировать ситуацию порождения новых художественных смыслов в результате взаимодействия регионального, национального и всемирного дискурсов в провинциальной культуре на материале серии «Юношеская библиотека», выходящей в Пермском книжном издательстве с 1978 по 1994 г. Выход серии приходится на две эпохи в истории нашей страны: советскую и перестроечную. В соответствии с первой издание серии было делом государственным и предполагало воспитание молодого поколения на примере классического наследия. Планировалось выпускать ежегодно по одному произведению русской, советской и зарубежной классики, о чем заявлено в первой книге серии (А. С. Пушкин).

Советская литература отделяется от русской (досоветской) не по национальному, а по идеологическому (или хронологическому) признаку. В сложных условиях идеологического давления составителям серии удалось соблюсти достойный баланс качества художественных произведений, а нехудожественные и малохудожественные тексты и сегодня выступают свидетелями времени, в которое они создавались или были востребованы. Русская (несоветская) литература представлена широким временным диапазоном (от литературных памятников XI–XVIII вв. до рассказов рубежа XIX–XX вв.) Дольше всех продержалась в серии зарубежная литература (от античных мифов до произведений ХХ в.), что объясняется особым интересом читателей к иностранным писателям в связи с открытостью государственных границ в условиях перестройки. Кроме изменившихся программ внеклассного чтения, вероятно, финансовые трудности заставили издателей завершить серию произведениями Данте и Рабле с иллюстрациями Боттичелли и Доре (а не пермских художников).

В серию «Юношеская библиотека» не вошла ни одна книга пермских писателей, тем не менее она стала важной составляющей региональной культуры. Искусство книги, синтетическое по своей природе, предполагает творческое взаимодействие людей разных профессий: издателей, полиграфов и художников. В первую очередь это творческий диалог писателя и иллюстратора.

В оформлении серии приняли участие книжные графики Перми: В. Кадочников О. Коровин, Н. Горбунов, В. Аверкиев, А. Амирханов, В. Остапенко и др. Каждая из 42 книг требует особого разговора, обладает особым характером. Сравнительный анализ иллюстраций раскрывает новые грани как литературного текста, так и творческой индивидуальности художника. Тематические серийные издания с их вниманием к конкретному читателю — важнейший механизм провинциальной культуры.


ФАЙБЫШЕНКО Виктория Юльевна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Российский институт культурологии
Должность:  Старший научный сотрудник
 Ученая степень:  кандидат философских наук

Тема доклада:

Исход из Рая и рождение субъективности. Случай Канта (Круглый стол «Антропологиия творческой субъективности и креативности: их культурные метаморфозы и история философской тематизации»)

Тезисы:

«Предполагаемое начало человеческой истории» Канта (1786), принадлежит чрезвычайно важному для Просвещения и постпросвещения жанру: это повествование о начале человеческого способа существования, которое одновременно является описанием некой фундаментальной антиномии, разворачиванием которой будет и бытие человека, и бытие человечества. Сюжет «начала» ставит парадоксальную задачу: описать ситуацию, в которой образующий канон всякой идентичности разум еще не обрел собственной идентичности: еще не существует порядка свободы, который и есть полное отношение разумного существа к самому себе — самозаконность.

Разум и воображение создают желания, возможность утоления которых неизвестна, и главное, ненеобходима: на воображении основывается сама структура свободного желания, даже устремленного на непосредственно данный предмет. Свобода оказывается выходом из природной автаркии к многообразной обращенности, требующей включить другое в свой состав — другое начинает существовать в свете этой обращенности. Отсюда следует утверждение о человеке, фундаментальное для культуры субъективности: человеческое существо существует в бесконечной экспансии своего существования как обращенности ко всякому «другому» бытию, выводящей это бытие на свет.

Следующим шагом в историческое состояние оказывается выделенное продуцирование избранного объекта желания, скрывающее в себе некоторый парадокс. «Ибо [способность] делать склонности более глубокими и длительными благодаря удалению их предмета от чувств, выказывает осознание определенного господства разума над побуждениями и не является, как то было при первом шаге, только способностью просто в большем или меньшем объеме оказывать им услуги».  Автономия разума связана с «завершением» синтеза воображения — формированием «другого» как автономного. Становление образа Другого было продуктом автономизировавшегося желания, полная автономизация Другого становится ограничителем желаний. Человеческие желания имеют двойной статус В разумном состоянии человека желание теряет свою релевантность и в принципе не может быть удовлетворено. Другой был открыт мне через мои желания (и фундирован желанием самому быть целью), но моя автономия накладывает запрет на их опредмечивание. Цель истории, будучи достигнута, видимо изменит сами основания автономии разума: разумное будет дано непосредственно, то есть природа станет свободной, а субъективность — реальной. Если задача разума — все сделать разумным, то задача субъективности — изменить онтологический порядок, которым она определена.


ГОЛИК Надежда Васильевна

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: СПбГУ, фак-т философии и политологии. Кафедра эстетики и философии культуры
Должность:  Заведующий кафедрой
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Профессор

Тема доклада:

Современный кризис: «Helicopter View» философии культуры

Тезисы:

Культура общества есть показатель его «качества» и способности установления «порядка из хаоса». Динамика трансформации культуры различна: культура может развиваться, совершенствоваться или переходить в иное состояние. В некоторых случаях такой переход квалифицируется как упадок (деградация) культуры, ее «кризис» или катастрофа.

Механизм трансформации современной культуры связан с вытеснением «свободных форм» формами диктатуры, если «демократическое массовое общество…предоставлено самому себе» (К. Манхейм). Если попытаться выхватить из «узла» причин современного кризиса одно звено, то можно утверждать, что одной из важных составляющих наличного состояния культуры является нерешенность проблем Просвещения. Сколько бы мы не устраивали «поминок по Просвещению», остается одна фундаментальная проблема, поставленная Просвещением и не решенная до сих пор. Это проблема самого Просвещения. Современная мысль (М. Фуко) выявляет укорененность в Просвещении философского вопрошания особого рода, проблематизирующее как отношение к настоящему, способ историчности, так и формирование себя как автономного морального индивида. Неразрывная связь с Просвещением — это не приверженность его каноническим началам, а верность «философскому этосу», понуждающему постоянно воссоздавать определенную установку анализа нашего исторического бытия («критическая онтология нас самих»), практического испытания пределов, «которые мы можем пересечь, как работу нас самих над нами самими в качестве свободных существ».

Выполнить подобное «задание» самому себе можно при условии «коперниканской» революции собственного сознания, когда в центр мира на место «я» со своими «уникальными» страстями, помыслами, желаниями и капризами, ставится понимание сопричастности общему движению и ответственности за все происходящее. Европейская культура и философия как ее неотъемлемая часть выработали универсальные черты подобной установки человеческого сознания, установки на современность, в какую бы эпоху это не происходило. Со времен Древней Греции они воплощены в понятиях вечного, героического, аскетического, справедливого, свободного.

Неотложной задачей философии культуры становится выявление «империалистического» существа составляющих мозаики современного кризиса. Тем более что часть очень важной работы уже проделана Х. Арендт, установившей «основные аксиомы» идеологии современного «культуротворчества», с помощью которых может быть построена адекватная система координат критического анализа.


КИСТОВА (Клыкова) Анастасия

Страна:  Россия
Город:  Красноярск
Место работы: Сибирский федеральный университет, Гуманитарный институт, Факультет искусствоведения и культурологии
Должность:  Cтарший преподаватель

Тема доклада:

Декоративно-прикладное искусство коренных малочисленных народов севера как этноформирующий компонент культуры: визуализация религии в памятниках искусства (Секция «Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций»)

Тезисы:

Традиционный вид искусства народов Севера — декоративно-прикладное искусство, украшенные предметы быта — жилье, одежда и т. д.. Так называемые «цивилизационные» процессы, начиная с XX века, меняют их статус. В течение XX века традиции северных народов обрели статус «примет особого северного образа жизни», уникальный характер которого в большей степени оценивался с позиции хозяйства этих народов.

Туристический интерес последних лет заметно повлиял на народное искусство, предметы которого постепенно теряют свой исконный смысл, преобразуясь в сувенирную продукцию, а назначение начинает подчиняться требованиям рынка. Исследования произведений народного искусства народов Севера немногочисленны. Основные ходы, предпринимаемые сегодня, носят историографический, консервационный характер. Это тексты исследователей и самих мастеров, направленные на сохранение традиций — классификацию орнамента, видов изделий, материалов, технологий. В большей степени связь народного искусства с мифом/религией исследована на материале фольклора, сказок северных народов. Таким образом, частично исследован фольклор манси, эвенков, якутов. Труды, посвященные орнаменту и прикладному искусству народов Севера, консервационного характера направлены на описание ради сохранения традиции северного декоративно-прикладного искусства. Исследования памятников относительно религиозных представлений народа зачастую ограничиваются частичными интерпретациями или записями комментариев носителей культуры — мастеров, шаманов. Часто это издания краевых и местных издательств, написаны представителями малых народов — направлены на фиксацию форм национальной идентификации народов Севера.

Особенно активную позицию здесь занимают эвенки. Основное художественное средство декоративно-прикладного искусства Севера — орнамент, представляет собой геометрический тип со включением зооморфных образов. Геометрический орнамент, наиболее архаический среди всех видов орнамента, восходит к образам основ мира — его стихий, в их соорганизации. Каждая орнаментальная композиция, по сути — картина мира, представляющая его структуру во взаимосвязи частей мира. Орнаментальное оформление народного костюма до сих пор сохранило свою оберегающую функцию. Сохраняется в декоративно-прикладном искусстве Севера и орнаментика в виде зооморфных мотивов — форм, которые названием и конфигурацией восходят к зооморфным образам, что также связывается исследователями со священными животными.

В течение XX века понимание искусства народов Севера и их образа жизни постепенно свелось к фиксации особенностей народного быта. Предметы искусства, тем не менее, позволяют понять образ жизни северного народа не только как область хозяйства, но и как область особой связи человека и мира, сферу культуры, сохраняющей и фиксирующей этническую принадлежность представителей коренных народов.


ЧЕПИГА Валентина Петровна

Страна:  Франция
Город:  Париж
Место работы: Государственный институт Восточных языков и культур
Должность:  Лектор
 Ученая степень:  кандидат филологических наук

Тема доклада:

Эмиль Ажар — относительная или абсолютная модификация Ромена Гари? (Секция «Проблема автора в искусстве — прошлое и настоящее»)

Тезисы:

Ромен Гари (1914–1980), один из крупных французских писателей русского происхождения, привлекает внимание широкого круга читателей и исследователей, прежде всего своей экспериментальной деятельностью в области художественной литературы. Наибольший интерес с этой точки зрения вызывают произведения, написанные под псевдонимом «Эмиль Ажар» (1974–1980). Стили двух авторов действительно настолько отличны друг от друга, что при жизни писателя у его современников и критиков не возникало сомнений в том, что Гари и Ажар являются разными людьми.

В статье приводится литературный и биографический контекст создания произведений под псевдонимом «Эмиль Ажар», а также рассматриваются вопросы, связанные с разделением таких понятий как «автор» и «писатель». Безусловно, Гари навсегда вошел в историю мировой литературы благодаря официальному признанию Гонкуровским комитетом того, что и Гари, и Ажар — полноценные авторы. В связи с этим возникает закономерный вопрос — в какой мере произведения этих двух авторов (объединенных одним писателем) отличаются друг от друга с точки зрения индивидуального авторского стиля, насколько отличаются и почему никто (или практически никто) из современных Гари писателей и читателей не догадался о факте мистификации. Если последний вопрос относится к разряду биографических исследований, то вопросы, связанные непосредственно со стилем авторов, могут решаться и решаются математическими методами исследования текста.

Одним из наиболее объективных исследований авторского стиля является метод атрибуции анонимных и псевдонимных произведений, в котором изучаются индивидуальные характеристики авторского стиля; в основе применяемого математического аппарата лежит теория распознавания образов. Индивидуальный стиль писателя наиболее явно проявляется в синтаксисе: в отборе, расположении и объединении в сложное целое синтаксических конструкций.

В статье показывается, что характеристики индивидуального авторского стиля носят объективный характер и не зависят от воли пишущего. На основе приведенных в статье данных делается вывод о том, удалась ли Ромену Гари относительная или же абсолютная модификация идиостиля.


ВЫГУЗОВА Екатерина Вячеславовна

Страна:  Россия
Город:  Екатеринбург
Место работы: Уральский государственный университет им. А. М. Горького. Кафедра культурологии факультета искусствоведения и культурологии
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат культурологии
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Зооморфные и антропоморфные тенденции как источник креативности в условиях современной культуры

Тезисы:

Человек оказался связан с животными с первых шагов своего исторического бытия, но с течением истории изменялись конкретные формы и содержание отношений человек / животное. Под влиянием культуры второй половины XX  — начала XXI веков взаимоотношения человека и животных переходят на новый уровень, отличный от предшествующих этапов. Значительный интерес в изменившихся условиях вызывают способы актуализации древних антропоморфных и зооморфных представлений и особенности их проявления. Согласно нашей позиции, антропоморфные и зооморфные тенденции сегодня выступают как один из множества источников креативности. В условиях современной культуры образы животных могут вдохновлять человека на креативное преобразование своей внешности. В случае с фриками Эриком Спрейком (Человеком-Ящерицей), Томом Леппардом (Человеком-Леопардом), Дэннисом Авнером (Человеком-Тигром) мы сталкиваемся с примерами проявления зооморфизма. В то же время, изменение тела и собственно образ жизни для фрика это своего рода технология саморекламы. Фрики идут на эти преобразования не только ради самовыражения, но и с расчетом на получение внимания, славы и, как следствие, вытекающего отсюда более или менее стабильного материального благополучия. Другим примером проявления тенденции зооморфизма в современных условиях являются рекламные акции, в которых известные личности, чаще всего музыканты, спортсмены и шоумены, при помощи боди-арта «превращаются» в тех или иных представителей фауны.

Сотворение зооморфного образа в данном случае — это совместная креативная работа мастеров боди-арта, человека, который перевоплощается, фотографов и рекламистов. Эти акции не только привлекают внимание к проблемам экологии, защиты животных, но также служат прекрасной саморекламой для людей, которые принимают в них участие. Люди не только стремятся уподоблять себя животным, не менее популярна сегодня и антропоморфная тенденция, когда животных стараются наделять человеческими чертами. Антропоморфные образы животных присутствовали в процессе воспитания на всех этапах истории культуры, хотя формы представления этих образов менялись. На рубеже XXI века, герои детской телепередачи Хрюша и Степашка превращаются в «промоутеров счастливого детства», создавая обширное поле для проявления креативности предприимчивым взрослым. Субкультура фурри сочетает в себе антропо- и зооморфные тенденции. Ключевая идея, отделяющая фурри, от принятого в обществе стиля жизни и мышления, это как раз идея антропоморфизма животных или зооморфизма человека. Именно вокруг нее группируются различные реальные и виртуальные сообщества людей, объединенные названием «фурри». Эта субкультура отличается высокой креативностью, в меньшей степени она направлена на получение коммерческой прибыли, в большей — на самовыражение ее приверженцев. Таким образом, на современном этапе в традиционной, казалось бы, сфере взаимоотношений человека и животных, создаются условия для проявления креативности.


ОЛЬШЕВСКАЯ Анна Александровна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Фонд «Национальные перспективы»
Должность:  Советник председателя научно-экспертного совета

Тема доклада:

Дисперсная социальная сеть-община в условиях отсутствия государственности (На секцию «Сети креативности и институционализация культурных инноваций»)

Тезисы:

В кризисную эпоху I–II вв. н. э. возникает альтернативный известному римскому опыт социальной интеграции, опыт исторически чрезвычайно успешный, поскольку интегрированный в тот временной период экстерриториальный социум в значительной мере существует до сих пор. Речь идет о сети еврейских общин, разбросанных по всему миру, но объединенных верой и Законом. Еврейский социум за достаточно короткий период времени прошел быструю социально-политическую трансформацию, придя к новой практике (а точнее, начав использовать в новом качестве, существовавшие и в период Второго Храма сообщества) формирования сетей-общин. Еврейское общество сформировало обширную сеть обособленных инонациональных и иносистемных сообществ-общин, выделенных по религиозному признаку, воспринимающихся титульной нацией ареала, в котором эти общины проживали как инородное и во многом антагонистичное включение. Еврейские общины практиковали практически полную самоизоляцию от религиозной, культовой и культурной жизни основного населения и вместе с тем вели с ним активный хозяйственный и интеллектуальный обмен.

В условиях кризиса, зачастую в ситуации враждебной внешней среды, Еврейский Закон служил одной из основ интеграции и сохранения общества. Так же необходимо отметить и то, что помимо Закона, важное место в жизни общины (и всего онтологического экстерриториального объединения общин) играют ритуалы и традиции. Причем в случае еврейского социума традиции во многом связаны с исполнением того или иного ритуала; существуют также традиции, приобретшие статус закона. А возникшие ad hoc (ситуативно) внутри сети нормы взаимодействия постепенно приобретают характер устойчивых операциональных опытов.

Ритуализация, несомненно, являет собой еще один важный механизм в системе интеграции сетевой структуры. Чтобы совместный операциональный опыт (в данном случае ритуал) эффективно функционировал, необходимо, чтобы он имел одно и то же значение в картине мире каждого члена сети. Поэтому ритуализация быта это не только нечто воспринимаемое из повседневной жизни. В условиях отсутствия государственности, еврейские общины сформировали дисперсную социальную сеть, с четким внутренним укладом и системой, поддерживаемой традициями, правилами и ритуалом, основанными на Законе, обоснование которого, в свою очередь, уходит корнями к самому Моисею.

В современном мире, когда уровень неопределенности или отсутствии согласия относительно того или иного явления, указывает на наличие раскола в обществе на институциональном, ценностном и/или онтологическом уровне, когда нынешнее кризисное состояние социума  — теперь уже в глобальном масштабе — заставляет пристальнее искать альтернативные пути инставрации социальности, пример раввинистической иудейской общины может оказаться далеко не лишним при формировании нового синтеза


 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10[11] 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 >  последняя страница