Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

САЛОХИН Николай Павлович

Страна:  Россия
Город:  Омск
Место работы: Омский государственный технический университет
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Рациональное, социальное и символическое музыкальных субкультур российской молодёжи (На секцию «Социальные трансформации культуры: наблюдаемые тенденции и перспективы»)

Тезисы:

Культура, как одно из оснований прогресса и результат спонтанного самовыражения индивида, — непредсказуема в саморазвитии и содержательно нелинейна. В современном обществе утверждаются основания массовой культуры экранного типа и информационное поля особого рода. Глобализация нивелирует национальные культуры, уменьшая разнообразие их региональных и социальных параметров, и одновременно порождает новые типы культуры. Массовый её вариант дегуманизирован, обезличен и детерминирован линейными связями экономического и политического характера. В основании формирования новых субкультур мы видим апелляцию к различным модальностям человеческого сознания и различие в развитости индивидуальной и коллективной социальной памяти.

Для молодежи, стремящейся к свободе самовыражения, глобальное утверждает особую ценность музыкального творчества и, особенно, в жанрах рок-музыки. Ценность на индивидуально-личностном уровне ее бытия функционирует как персонифицированная модель реальных объектов и отношений, детерминируя отношение человека к миру. Позитивный смысл рок-музыки выражен в формировании индивидуального мировоззрения и мироощущения. Основная норма рок-музыки — мир, любовь, ненасилие и гармония. Язык мелодики и текстов рок-музыки — это не коммуникативный канон в полном смысле: он не служит передаче информации в полном объеме. Его цель — охват наиболее актуальных в настоящий момент тем и создание символов, понятных лишь посвященным.

Символизм рок-музыки раскрывает местоположение индивида в системе культуры. Эта символика изначально эпатирующа и неприемлема с официальных позиций, ибо символ в рок-музыке выступает средством самопрограммирования. Его специфика связана с неопределенностью социального статуса неформального сообщества. Именно эта неопределенность сохраняет внутреннюю свободу самовыражения в творчестве, ибо оставляет сообщество вне официальных рамок, а, следовательно, и вне детерминации и основных коммуникативных каналов.

Генетически социальная неопределенность рок-музыки раскрывает неприятие этой системой и академической культуры, и культуры массовой. Но рок-музыка ближе по своему качеству к академической музыке: её контр-культурная парадигма создаёт основания быть элементом элитарной культуры, ибо она также создаёт рубеж, отделяющий подлинное искусство от коммерческого масскульта, рубеж, на котором происходит переход со знакового уровня освоения традиции на поведенческий.

Для рока характерен эксперимент с музыкальными образами, ритмами и тембрами, выступающий поиском новых символических средств. Поиск — главное предназначение этого жанра, но это не бессмысленный эксперимент ради формальных результатов: музыкант ищет пути взаимодействия с личностью. Это работа над языком управления, в котором сам ищущий осуществляет контроль над собой. Для рок-музыки характерен тип личности-художника или поэта-пророка.

В нарочитой эпатажности и агрессивности, в шумности и театральности музыкантов-радикалов очевидна реакция на бездуховность, антигуманность и обезличенность поп-музыки и масскульта в целом, претендующих на всеобщность и самоценность. Логика балагана и сенсации в поп-музыке доминирует над логикой самовыражения и творчества, меняя местами содержание и форму. Поп-музыка доводит смысл до абсурда. Информация, лишенная смысла, становится стилем чувствования и поведения, символом моды. Но развитие требует спонтанности и нелинейности в деятельности и организации, что обеспечивает непрерывное гносеологическое расширение.


 


АКИМОВА Ирина Александровна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: МГТУ им. Н. Э. Баумана, кафедра социологии и культурологии
Должность:  Заведующий кафедрой
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Интернет-комуникации как фактор формирования социокультурной идентичности (На секцию «Культурология техники и инженерной деятельности»)

Тезисы:

Социокультурная реальность современной информационной эпохи порождает новые формы воздействия на процесс социализации личности. Главную роль здесь играют все более сложные (в техническом смысле), но и более доступные широким массам, технологии.

Появление Интернета, его быстрое распространение и доступность породили и новые формы социокультурной коммуникации. Распространение социальных Сетей и других форм коммуникации в Интернете дает возможность пользователю расширить круг своих социальных связей, прежде всего, в виртуальной реальности. И тогда Интернет становится очень важным для личности фактором формирования его социокультурной идентичности. Виртуальные культурные миры порождают и новые формы идентичности. Сама возможность появления новых факторов для формирования социокультурной идентичности является следствием того, что человек способен конструировать социальное простраство как ценностную модель собственного существования. А современные информационные технологии, в, частности, Интернет, способны очень сильно расширить это пространство. Расширяется и круг агентов социализации, можно сказать, что большую роль начинают играть виртуальные «свои» и «чужие».

Рассматривая роль Интернета в формировании социокультурной идентичности личности, нельзя не остановиться на проблемах, которые сопровождают этот процесс и, прежде всего, как социокультурная идентичность формируется в современном обществе с его неустойчивостью, кризисами и рисками. Идентификация тесно связана с процессом социализации, она формируется в обществе и поэтому зависима от состояния социальной среды и, прежде всего, от состояния основных социальных институтов общества (семьи, государства, экономики, образования и др.). Если социальная среда быстро и значительно изменяется, то это неизбежно ведет личность к поиску новых форм соответствия требованиям полностью или частично измененной социальной среды.

В последние годы идут активные исследования влияния компьютерно-опосредованных коммуникаций (Интернета) на процесс формирования социокультурной идентичности (построение пользователем своего образа в виртуальном пространстве, т. н. «виртуальная личность»). Возможность экспериментирования с собственной идентичностью в Интернете может быть рассмотрена и с позиций ценностного выбора: с одной стороны, как расширения личного опыта и самосознания, а с другой — как «уход» от реального социального и культурного взаимодействия.


КОСТЮКОВА Татьяна Анатольевна

Страна:  Россия
Город:  Томск
Место работы: Томский государственный университет
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  Доктор педагогических наук
Ученое звание: Профессор

Тема доклада:

Креативность в свете православной церковной традиции и культурной инновации

Тезисы:

Традиционно складывается впечатление, что Церковь как организация, представленная в мире наряду с другими, — консервативная структура. Это правильно, ибо основная задача Церкви — свидетельствовать об уникальном опыте Боговоплощения и передавать традицию его интерпретации из поколения в поколение. Чтобы охранять правый путь веры, православной церкви предстояло выковывать строгие формы для выражения ее догматов, воз¬вести крепость истины для от¬ражения чуждых влияний.

В хорошем смысле слова православная церковь традиционна и консервативна. Однако, исчерпывает ли это определение все смыслы такого явления как церковная культура? Очевидно, что наряду с вышесказанным, существуют как минимум две аксиомы, которые опровергают подобный односторонний взгляд на православную церковную традицию.

  1. В силу своей представленности в мире, православная церковь в каждую из эпох, современных ей, старается излагать вечные, незыблемые истины понятным для современников языком и применять свой опыт к современным историческим реалиям.
  2. Сама догматика — вероучительная часть церковной традиции — построена на принципах синергии — сотрудничества Бога и человека, которое также может подразумеваться как сотрудничество людей для достижения благой цели. Это выражается в принципах соборности и полифонии церковной жизни.

В этих двух утверждениях, как в фокусе, пересекаются векторы традиции и инновации, которые в своем конкретном воплощении настоятельно требуют креативных подходов и решений.

Проявление 1-го утверждения в конкретной практике современности прослеживается в апологетической роли Церкви, ее публичном позиционировании. в сфере взаимодействия Церкви и государства, церковного и светского сообщества.

Что касается 2-го утверждения — догматического вероучительного вектора церковной жизни, то здесь многие, в т. ч. внутри церковного сообщества, рассматривают его как застылый, не подлежащий изменениям концепт.

На самом деле догматика православной церкви представляет собой некий набор принципиальных истин, по аналогии с наукой — фундаментальных законов, на которых основана церковная традиция. И как в науке научный поиск не отменяет фундаментальных законов, а раскрывает их действие в различных сферах бытия, также и в церкви догматика не предполагает косности, бессмыслия, но напротив, призывает к творческому прочтению церковной традиции в свете основополагающих истин.

Но еще более интересным является тот факт, что в основе православной догматики лежит учение о синергии, которую Св. Григорий Палама определяет как сотрудничества Бога и человека. Учение о синергии в своей основе предполагает креативное прочтение наличного бытия, ибо всегда возникает на стыке и в диалоге различных пластов бытия Бога и человека, человека и человека, человека и проблемы.

Таким образом, инновационное креативное проблемное поле с точки зрения церковной традиции лежит в сфере взаимодействия различных типов культур: церковной и светской, отечественной и мировой, античности и средневековья, Запада и Востока и др., что требует креативных решений и опирается на синергическую концепцию и культуру церковного диалога.


АНТОНОВА Екатерина Александровна

Страна:  Россия
Город:  Волгоград
Место работы: Волгоградский государственный медицинский университет Кафедра истории и культурологии
Должность:  Аспирант

Тема доклада:

Новый национальный стиль и ретроспективизм в русском искусстве второй половины XIX — начала XX века. Опыты реконструкции и нового прочтения

Тезисы:

В шестидесятых годах XIX столетия, в русском искусстве единая линия стилистического развития сменилась многообразием направлений и поисков. Пассеистские настроения, воскресившие и актуализировавшие «милые приметы прошлого» посредством воссоздания узнаваемых деталей в облике архитектурных сооружений и забавных безделок соответствовали эстетике романтизма, предлагавшего не столько конкретно увидеть, сколько вообразить историческое прошлое. Романтическое сознание способно свободно странствовать в прошлом не связывая себя обязательствами соблюдения достоверности. Для романтизма характерны ретроспективность мышления и национализм, что обусловило поиски собственных национальных источников творчества.

В русском искусстве XIX в. развивается стиль, именуемый в искусствознании — историзм, ретроспективизм, эклектика. Явление интересное и неоднозначное. Художественное мышление в рамках ретроспективизма — культурная память искусства, залог его духовности, связующая нить поколений, глубоко личное, индивидуальное, субъективное переживание времени. Историзм — неотъемлемое свойство интеллектуального творчества. Ретроспективизм тяготеет к историческим стилям и ориентирован на образы ушедших эпох.

Многообразие поисков 20-х — 40-х годов, во второй половине XIX в надолго фиксируется интересом к национальной культуре. На русской почве эта идея прочно укоренилась, во многом определив развитие отечественной философской мысли, литературы, трансформировавшись в искусстве в один из модных неостилей — новый национальный стиль. Зарождение нового национального стиля совпало с подъемом национального самосознания и возникновением настоятельной потребности постичь самих себя в контексте истории отечественной культуры, что обусловило обращение к истокам и соответствовало «новой национальной идее», которая стала соотносится с государственной в годы правления Николая I и превратилась в важнейшую часть государственной политики.

Происходит переосмысление исторического прошлого и адаптация его к условиям современного общества, этот процесс во многом был инициирован наиболее передовыми деятелями отечественной культуры, которые становятся своего рода «творцами прошлого», создателями новых традиций в основе которых лежит глубокое знание отечественной истории и национальной культуры. Феномен «изобретения традиции» способствовал национальной самоидентификации. Возрождение русского национального самосознания начинается именно с нового национального стиля в изобразительном искусстве и «славянофильской утопии». Складывается новая историософия и новый взгляд на место и миссию России в современном мире.

Такой глубокий подход к проблеме создания нового стиля вдохнул новую жизнь в само понятие национального, сделав его из анахроничного современным, живым и подвижным.


БЕЗУЛЕНКО Мария Александровна

Страна:  Россия
Город:  Ижевск
Место работы: Удмуртский Государственный Университет
Должность:  Старший преподаватель

Тема доклада:

Креативность в социокультурном проектировании. Тьюторское сопровождение проектной деятельности в художественно-педагогическом образовании

Тезисы:

В начале XXI века проект становиться универсальной формой презентации содержания в различных сферах деятельности. Проектная деятельность и связанная с ней проектная компетенция становятся самыми востребованными на рынке труда и профессиональное образование, для того чтобы оставаться актуальным должно ставить себе задачу формирования проектной компетенции у студента. Эта задача актуальна как для технических, естественнонаучных, так и для гуманитарных направлений подготовки студентов, более того она соответствует логике реформирования образования в сторону индивидуализации, построения индивидуальной образовательной траектории, так проектная деятельность, реализация метода проектов в образовании предполагает возможность разновекторного движения.

Если проанализировать продукт деятельности современных художников, представленный на различных площадках, становится совершенно очевидно, что творческая деятельность в сфере современного искусства перестала быть сферой доминирования эмоционально- чувственных, пластических, интуитивных текстов. Культурные тексты современного искусства это продуманные, проектно выстроенные «послания», где художник выстраивает коммуникацию со зрителем, трезво анализирует эффекты и результаты деятельности. Если раньше метод проектов активно критиковался с позиции того, что он снижает качество обучения (уровень освоения информации знаний), то опыт разворачивания метода проектов в современной старшей школе и высшем профессиональном образовании указывает на то, что нас подстерегает иная проблема: в традиционно организованном пространстве обучения теряется творческая, креативная составляющая проектной деятельности, которая является как мы уже говорили выше необходимой составляющей этапа моделирования.

Проекты в традиционном жестко регламентированном пространстве школы или вуза существуют только как технология, лишенная индивидуального содержания. А это делает освоение проектной деятельности неполным, профанирует идею метода проектов. Решить эту проблему можно переобустраивая образовательное пространство, вводя новые виды сопровождения проектной, творческой, исследовательской деятельности. На наш взгляд принципиально важная рамка деятельности тьютора – индивидуализация, которая актуальна также в сопровождении проектной деятельности студентов.

Результатом деятельности педагога, работающего в логике метода проектов должен стать: реализованный студентом и грамотно описанный проект. Результат деятельности тьютора, сопровождающего проектную деятельность: индивидуальное, уникальное содержание проекта, планомерная и грамотная его реализация, творческая составляющая социокультурного проекта.


САЛТАНОВИЧ Ирина Петровна

Страна:  Беларусь
Город:  Минск
Место работы: Минский государствеый лингвистический университет
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат социологических наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Динамика формирования инновационной стратегии культурной политики Республики Беларусь под влиянием институциональных и культурных факторов европейской интеграции (На секцию «Современная культурная политика как креативная деятельность: управлениe и инновации»)

Тезисы:

С течением времени культурная политика эволюционирует, следуя за содержательными изменениями концепции культуры. Осуществление этих целей происходит в контексте изменения социальных и политических систем, институтов и практик. Однако разрыв между новыми вызовами и институциональными ответами на изменение ситуации сохраняется, что требует выработки соответствующих решений.

Процесс инновационного развития имеет две главные составляющие — реализацию инновационных проектов и развитие инновационного потенциала, т. е. происходит чрезвычайно сложный процесс формирования инновационно восприимчивой среды. На нынешнее состояние культуры влияют два внешних фактора: развитие рыночных механизмов и ограничение действия тех же самых механизмов в форме государственного финансирования культуры Переход к регулируемому «рынку культуры», формирование многоканальной системы ее финансирования создают благоприятные возможности для саморазвития этой сферы, важное место здесь может занять государственно-частное партнерство, как равноправное сотрудничество институтов государства и бизнеса по решению социокультурных задач в целях повышения качества жизни и всестороннего развития человека.

Искусство управления в культуре сродни основополагающему принципу японского менеджмента: необходимо, чтобы именно условия труда, а не управляющие заставляли работающих эффективно трудиться. Плодотворность кулътуротворных процессов в масштабах всего государства или отдельной организации определяется в идеале не директивными указаниями, а общественной атмосферой благоприятствования их саморазвитию. Приоритетом будущего развития Республики Беларусь должна стать творческая экономика и творческие индустрии как важнейшая составляющая экономики Культура как основополагающий фактор формируемой европейской идентичности выступает краеугольным камнем установления демократии в рамках создаваемой институциональной системы в Республике Беларусь. Не случайно проблеме разработки инновационной культурной политики сегодня уделяется особое внимание. Создание и поддержка творческих индустрий — это катализатор поиска оптимального выхода и из экономического кризиса.

Поиск концептуальной модели культурной политики для Беларуси должен идти не по принципу «усвоения» современных западных теорий, а по принципу их «осмысления». В этой связи интегративная методология при разработке новой культурной политики, отражающая одновременно глобальные тенденции, получает наибольшее число шансов быть востребованной в сегодняшней Беларуси.


ГАНЗИНА Полина Владимировна

Страна:  Россия
Город:  Екатеринбург
Место работы: Уральская Государственная Архитектурно-Художественная Академия
Должность:  Аспирант

Тема доклада:

Переосмысление индустриального ландшафта художественными методами

Тезисы:

Наступило время по-новому посмотреть и на город, переосмыслить противоречия и приоритеты его развития. При тотальном дефиците в Екатеринбурге современных культурных площадок, пригодных для творческих экспериментов, необходимо возрождение целостности пространственного видения и новое освоение городских пространств — бывших фабрик, промышленных зон, гаражей и тд. Ведь даже небольшая интервенция меняет ландшафт. В Екатеринбурге в рамках международной акции «Ночь музеев — 2010» была представлена масштабная видеоинсталляция — первый этап работы над интерактивным художественно — исследовательским проектом «TRANS-CITY QUESTIONS: Екатеринбург в движении». Проект создается для 1-й Уральской индустриальной биеннале современного искусства, художниками Эриком Гонгрихом (Берлин) и Стефаном Шанкландом (Париж). Если Эрик — архитектор и художник, то Стефан прежде всего скульптор, и Екатеринбург воспринимает скульптурой. Четырёхмерной. Потому что к «трёхмерному» восприятию непременно присоединяется меняющееся время. Их метод работы — максимальное погружение в повседневную жизнь города и общение с жителями и специалистами по урбанистическому ландшафту. В течение недели, Эрик и Стефан изучали индустриальный Екатеринбург, коллекционируя мнения и впечатления его жителей.

В целом, за 6 дней художники, вместе с рабочей группой, состоящей из студентов и аспирантов, успели побывать в центре города, посетить музеи и заводы, побывать на первомайской демонстрации и посмотреть целый ряд других мест. Автор статьи была в составе творческой рабочей группы и принимала непосредственное участие в реализации проекта. Целью проекта является построение целостной картины Екатеринбурга, наполненной не только официальными, но и альтернативными достопримечательностями, эмоциями, событиями. В сентябре 2010 года проект в финальной версии будет показан на 1-й Уральской индустриальной международной биеннале современного искусства, которая пройдет в Екатеринбурге с 9 сентября — 10 октября.

Биеннале нацелена на позиционирование Екатеринбурга и Уральского региона не только как центра металлургического и технического производства — но и центра современного искусства. Миссия биеннале — преодоление культурных барьеров и масштабная интеграция современного искусства, промышленности и широкой аудитории. Проект пройдет на крупных действующих промышленных предприятиях города и вовлечет в биеннальное движение множество образовательных, культурных и бизнес-институций Екатеринбурга и области.

Уже давно в мировой практике искусство выступает в качестве важнейшего ресурса преодоления символической пустоты, характеризующей нынешее состояние городов. В контексте пост- и ре-индустриализации, индустриальное наследие выступает как наполненный значениями материал для художника, как провокатор культурных явлений и художественных событий.


ГЕТЬМАН Ольга Константиновна

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Российский Государственный Педагогический Университет им. А. И. Герцена
Должность:  Аспирантка

Тема доклада:

Трудовые мигранты из стран Центральной Азии в России и Петербурге, социокультурный аспект (Секция «Культурное пространство исторического города: пределы креативности»)

Тезисы:

Проблема миграции очень остро стоит для России, в особенности в последние пятнадцать лет. Распад СССР, военные и этнические конфликты на Кавказе и в Средней Азии привели к массовой миграции в крупные российские города.

Несмотря на существующую в России потребность в трудовой миграции, этот феномен связан с целым рядом проблем. Прежде всего, проблемой, с точки зрения государства, является нелегальный характер миграции. Далее, трудовые мигранты, как правило, всегда отличаются высокой конкурентоспособностью в определенных сферах деятельности (например, в мелкой розничной торговле, мелком бизнесе), что нередко вызывает недовольство местного населения. Особенность миграции из многих стран СНГ состоит также в том, что мигранты отличаются от местного населения внешне, в культурных и бытовых практиках. С учетом экономических, межнациональных проблем в самой России, и ряда культурно-исторических факторов это ведет к тому, что мигрантам приписываются негативные качества. Вокруг них возникает масса мифов, возникает враждебность в отношении к ним со стороны местных жителей, что провоцирует ответную реакцию. Как следствие, в обществе растет напряженность, нередко оборачивающаяся конфликтами и даже кровопролитием. Этой ситуации не могут избежать, в том числе, и крупные города-мегаполисы, такие как Москва и Петербург, по праву гордящиеся званием интернациональных культурных центров.

Таким образом, положение с миграцией в современной России оказывается проблематичным. С одной стороны, это неизбежное следствие развития страны в последние десятилетия, геополитической и демографической ситуации в регионе бывшего СССР; специалисты связывают с трудовой миграцией возможности экономического роста России в ближайшие десятилетия. С другой стороны, это сфера нарушения законодательства и прав человека, источник развития теневой экономики, конфликтов, напряженности.

В этой ситуации принципиальное значение имеет позиция ученых, изучающих миграцию, а также связанные с ней экономические, демографические,этнические и социокультурные процессы.


ЛАРИН Юрий Викторович

Страна:  Россия
Город:  Тюмень
Место работы: Тюменский государственный университет. Кафедра философии
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Проблема генезиса культуры

Тезисы:

Поскольку эмпирический материал, имеющийся в этом отношении, крайне скуп и ограничен, — собственно говоря, даже относительно первобытной культуры единственно надежным источником являются археологические раскопки: исследования останков человека, орудий и продуктов его деятельности, — тем большую роль, следовательно, здесь призваны сыграть концептуальные модели, нацеленные на реконструкцию «логики» этого внутренне противоречивого, чрезвычайно сложного по своему содержанию и неоднозначного процесса. Не приходится сомневаться, что всякая такая модель — не более чем упрощенная, идеализированная схема. Важно, однако, чтобы она необходимо содержала в себе конкретные и, по возможности, более или менее наглядные параметры.

Взятый в своей собственной определенности, генезис культуры может быть понят как процесс ее становления. Исходно содержательным наполнением культуры как некой относительно самостоятельной реальности является совокупность средств орудийной деятельности человека. Следовательно, та или иная стадия становления конституирующих элементов системы данных средств, — чоппер — ручное рубило — микролиты, — может быть понята как вполне конкретный показатель той или иной стадии становления культуры. Поскольку, далее, человек изначально есть не только предпосылка, но одновременно и результат культуры, постольку процесс становления того или иного вида Homo, его основных антропологические характеристик, начиная от изготовления орудий, прямохождения и кончая артикулированной речью, — также может быть понят как вполне конкретный показатель той или иной стадии становления культуры. Более того, культура глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является "частью" определения человека как такового (А. Гелен, А. де Бенуа). Следовательно, та или иная стадия становления сущности человека, или человеческой сущности, также может быть понята как вполне конкретный показатель той или иной стадии становления культуры. Не приходится сомневаться, что те или иные «показатели культуры» еще не есть сама культура, однако, они — несомненные свидетельства того, что культура так или иначе в том или ином виде все же есть.

Исходя из данных соображений, становление культуры может быть рассмотрено как более или менее длительный процесс, характеризующийся целым рядом стадий, или этапов: формирование исходных предпосылок, начало, собственно процесс становления и, наконец, его завершение.


ПАНТЕЛЕЕВА Ирина Анатольевна

Страна:  Россия
Город:  Красноярск
Место работы: Сибирский федеральный университет
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Возможности визуальной антропологии для культурных исследований народов Севера Красноярского края: сущность подхода и эмпирический материал (На секцию «Культура коренных и малочисленных народов Севера в условиях глобальных трансформаций»)

Тезисы:

Данное сообщение предлагает решение двух задач: первая связана с исследованием визуальной антропологи и как науки; вторая — предполагает демонстрацию метода визуальной антропологии при исследовании конкретного эмпирического материала — произведений художников, посвященных жизни и культуре коренных народов Севера Красноярского края. Визуальная антропология — область культурной антропологии, получающая информацию о малоизвестных сторонах изучаемой культуры посредством анализа визуальных и аудиовизуальных материалов в качестве артефактов, характеризующих данную культуру и имеющая возможность эмоционального воздействия на исследователя. Объектом изучения в визуальной антропологии могут быть как традиционные культуры, так и современные, как этнические, конфессиональные, так и региональные, возрастные, маргинальные, творческие, профессиональные и т. д. Визуальные артефакты, характеризующие культуру, могут быть двух видов: созданные внутри культуры и созданные об изучаемой культуре, содержащие «взгляд извне». Оба вида артефактов могут дать ценную информацию для изучения культуры методами визуальной антропологии. Собранный визуальный материал представляет собой произведения изобразительного искусства художников Красноярского края второй половины XIX — начала XXI вв. Представлено как творчество художников постоянно проживавших (проживающих) в северных районах края, являющихся представителями коренных этносов, так и художников, которые посещали эти места в составе полярных экспедиций.

Собранный визуальный материал был систематизирован по нескольким значимым направлениям:

  1. религиозные представления;
  2. обряды, прежде всего, обряды перехода;
  3. внешний облик представителей коренных народов Севера;
  4. представление дома;
  5. традиционные промыслы.

На сегодняшний день частично проанализирован визуальный материал, представляющий нганасанскую, долганскую, эвенкийскую культуры, меньше — культуры кетов и селькупов. Сбор, систематизация и анализ визуального материала о культурах иных этносов, населяющих север Красноярского края, еще предстоит.

Подводя итог, необходимо сказать, что: во-первых, визуальная антропология как наука появилась не случайно, она имеет достаточно мощные корни. Развитие визуальной антропологии было предуготовлено серьезным развитием культуры, именно визуальных ее видов (фотография, телевидение, электронные средства коммуникации), которые нуждались в появлении соответствующего исследовательского аппарата, методов и подходов; во-вторых, произведения изобразительного искусства могут быть рассмотрены в качестве документальных визуальных источников при изучении особенностей той или иной культуры; в-третьих, исследование художественных произведений позволяет не только продемонстрировать визуально особенности культуры северных народов Красноярского края, описанные этнографами, но и фиксирует в визуальном тексте те особенности быта и культуры, которые не были описаны вербально, либо просто не могли быть вербализованы.


 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14[15] 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 >  последняя страница