Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

СЕМЕНОВА Александра Александровна

Страна:  Россия
Город:  Красноярск
Место работы: Сибирский федеральный университет, кафедра культурологии Гуманитарного института
Должность:  Старший преподаватель
 Ученая степень:  кандидат философских наук

Тема доклада:

Визуализация концепта «север» в произведениях изобразительного искусства (На секцию «Культура коренных и малочисленных народов севера в условиях глобальных трансформаций»)

Тезисы:

В настоящем докладе рассмотрен концепт «север» в произведениях изобразительного искусства классической школы живописи и современного искусства, работающего средствами фотографии, видео, в жанре инсталляций и т. д. Основополагающим подходом для анализа концепта «север» выступает подход, согласно которому ментальные представления человека о культурных явлениях могут быть не только вербализованы в словах национального языка, но и визуализированы в произведениях изобразительного искусства.

В докладе представлены основные причины художественного интереса к теме севера. В качестве такой причины определены: во-первых, особенные живописные качества северных широт; во-вторых, возможность постижения таких феноменов как «природа», «мироздание», «человеческая жизнь» в чистом виде; в-третьих, очищенность северных широт от признаков человеческой цивилизации, возможность переживания качественно иного уровня бытия. Репрезентация концепта «север» проанализирован в творчестве таких красноярских художников классической школы живописи как Дмитрий Иванович Каратанов, Андрей Прокопьевич Лейкаренко, Борис Яковлевич Ряузов, Владимир Ильич Мешков, в творчестве американского графика Рокуэлла Кента. Концептуальные представления о севере в творчестве художников, работающих в области современного искусства, изучены на материале анализа творчества таких российских художников как Алёна Кирцова, Андрей Суздалев, Александр Пономарев, а также в творчестве голландского художника Гвидо Ван дер Верве и английского художника Дарена Алмонда.

В статье также рассмотрено взаимовлияние социально-экономической ситуации в северных регионах и художественного творчества на основе анализа некоторых произведений, созданных в рамках художественного проекта «Пан-Баренц» в 2009 году. Для данного художественного проекта российские и норвежские художники создали произведения, которые были направлены либо на презентацию традиционных символов Баренцевского региона либо на актуализацию проблемных вопросов данного региона. В заключении представлена попытка осмысления концептуального содержания имени «север» на основании изучения всех перечисленных произведений изобразительного искусства.


КОКТЫШ Кирилл Евгеньевич

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Московский государственный институт международных отношений МИД РФ. Кафедра политтеории
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат педагогических наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Об институализации инноваций в европейской и восточных традициях

Тезисы:

Отдельной, и крайне существенной проблемой, всегда является институализация инновации, ее включение в повседневный когнитивный контекст. Не найдя такого рода «прописки», инновация превращается своего рода «машину Ползунова», которая даже и будучи реализованной, остается незамеченной.

Сама возможность институализации зависит от нескольких факторов. Во-первых, это тип мышления, который задается базовой мировозренческой метафорой — вполне обоснованно можно выделить процедурный, ценностный и онтологический типы мышления, создающий каждый свой тип приуготовленной реальности. Во-вторых, это прагматический функционал инновации, который имеет как непосредственно практическое, так и социальное измерение. Инновация, с одной стороны, должна более или менее кардинально интенсифицировать или усложнить существующие актуальные практики, став, таким образом, выгодным для всех дополнением. С другой стороны, она должна быть пригодной для того, чтобы или стать привилегией элит, или быть способной создавать новые элиты.

Эти условия, казалось бы, не столь критичны: инновация, уже не будучи радикальной (например, в результате своего внедрения в практики в соседнем социуме), должна и сама себе проложить дорогу. Однако, само собой это происходит крайне медленно, и сопряжено со столь большим количеством неопределенностей, что может оказаться отложенным на десятилетия, а то и на большие сроки. Хорошей иллюстрацией тут может служить сожжение в Москве монахами-переписчиками типографии первопечатника Ивана Федорова, пришедшего из ВКЛ, и всего через десять лет пребывания в Москве добившегося от царя финансирования своего проект: отсутствие осознанных мероприятий по встраиванию инновации в социальные практики оказалось тут фатально.

В-третьих, это способность инновации легитимироваться, т. е. способность ее к встраиванию в актуальную мифологию. Это нетривиальная проблема, ибо инновация одновременно должна быть и опровержением существующей социальной мифологии, и ее продолжением. Непревзойденным примером органичного встраивания такого рода является появление в Древней Греции олимпийского пантеона, свергнувшего хтонический пантеон Кроноса.

Средиземноморские и восточные цивилизации, интегрируя инновации в рамках перечисленных выше принципов, с каждой принципиальной инновацией все более отдалялись друг от друга, т. к. каждая инновация укрепляла существующую, а вовсе не эрозировала, существующую. В этом плане особый интерес представляют собой сложившиеся на сегодня цивилизационные идентичности, и находящиеся в их распоряжении механизмы институализации инноваций.


ПАВЛОВА Екатерина Валерьевна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Государственный институт искусствознания
Должность:  Аспирантка

Тема доклада:

Кризис искусства как симптом кризиса культуры ( На секцию «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства»)

Тезисы:

Искусство — важная область деятельности человека. Она, как и другие сферы, не является абсолютно стабильной и подвержена изменениям. Перемены в сфере искусства, отчетливо проявившиеся в XIX веке и усугубившиеся в первой половине XX, коснулись не только образности художественных произведений, но и самых основ художественной деятельности. Само понятие искусства подверглось пересмотру. Эти концентрированные процессы позволили говорить о кризисе искусства и о его возможной гибели, если кризис не будет успешно преодолен. Хотя глубинная зависимость искусства от политических и экономических перемен вызывает сомнения, тем не менее, изменения в искусстве не могут происходить изолированно от других сфер культуры и всей человеческой жизни в целом. Таким образом, искусство становится одним из точных индикаторов изменений в культуре и в человеческой жизни вообще. Все изменения в культуре, как утверждал Алоиз Ригль, имеют общую природу и происходят одновременно, поскольку в основе их лежат одни и те же побуждающие мотивы. Кризис искусства при таком подходе становится символом и симптомом кризиса культуры.

Социальные перемены, спровоцированные отчасти научными достижениями, а также развитие техники, внесшее вклад в развитие искусства и его новых видов, стали причиной изменения человеческого восприятия, которое не могло не отразится на сфере искусства. В связи с этим возник вопрос о том, являются ли произошедшие перемены кризисом глубинных основ искусства и культуры в целом, которые приведут к их гибели, либо это выход на новый уровень познания и понимания, при котором кризис необходим как очистительный акт, призванный выявить жизнеспособные элементы. Решение этой проблемы возможно с применением нескольких моделей исторического развития, причем исход ситуации зависит от конкретной примененной модели. Гегель, говоря о кризисе искусства, следует линейной модели развития истории. В этом случае гибель искусства в том качестве, в каком оно существовало ранее, неминуема, поскольку абсолютный дух, выражением которого оно является, постепенно стал слишком совершенен для ставшей несовершенной оболочки. Другая модель, обоснованная в «Закате Европы» Шпенглера, не оставляет искусству шансов на выживание. Культура со всеми ее проявлениями, рассмотренная как единый живой организм, обречена на гибель в соответствии с естественным законом. Лишь циклическая модель, приводимая Питиримом Сорокиным, способна обозначить выход и дальнейшее развитие культур, наделенных собственным содержанием и присущими ей уникальными ценностями. После кризисного периода чувственная культура современности, содержащая изначально внутри себя признаки распада, сменится культурой по преимуществу идеационального типа.


СЕЛЕЗНEВА Анна Васильевна

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Должность:  Аспирант

Тема доклада:

Поиск русской идентичности в народно-инструментальной культуре России

Тезисы:

Поиск русской идентичности остается одной из актуальных проблем в современной России. Определение своего «национального лица», особенностей ментальности, важный фактор для определения дальнейшего направления пути развития и возрождения всей русской культуры. История развития русских музыкальных инструментов, в контексте развития не только музыкальной культуры, но культуры России вообще, еще недооценена современными исследователями народного музыкального творчества. Несмотря на то, что в России существует система профессионального обучения исполнительскому искусству на народных инструментах, развивается сфера любительского исполнительства, музыкальные инструменты звучат в фольклоре, отмечается тенденция постепенного ухода инструментов из повседневной среды русской жизни и переход в сферу академического исполнительства. Связь между развитием российской культуры в целом, с национальным характером русских и национальным самосознанием отмечается многими исследователями и учеными.

Разброс исследований национального менталитета и их характер многогранен: от эмоциональных высказываний, до научных обобщений и теорий. В числе многих отмечается черта стыдливого отношения к своему народному искусству, в частности к инструментальной народной музыке. Такой подход не дает возможности в полной мере изучить столь уникальное явление в истории не только отечественной культуры но и всей мировой культуры, как создание В. В. Андреевым Великорусского оркестра народных инструментов в 1888 году и появление на его основе нового жанра — исполнительства на народных музыкальных инструментах. Создание и формирование оркестра и возникших на его основе многочисленных оркестров и ансамблей не только в Петербурге, но и по всей стране еще мало изучено. Участие в формировании нового жанра народно-инструментальной культуры интеллигенции и лиц высшего сословия царской России в советский период либо умалчивалась, либо не изучалось совсем.

Сегодня, по мнению Д. И. Варламова начинается «аналитический» период. Суть его в новом подходе к изучению народно — инструментального искусства, новом взгляде на историю его развития, в смене направления исследований с преимущественно этнографических и фольклористических к искусствоведческим, культурологическим, социологическим и, в конечном счете, философским. Проводя аналогию между рубежом XIX–XX веков, и рубежом XX–XXI века можно увидеть похожую тенденцию к постижению своего национального облика, и национального «лица».

Сегодняшний кризис нравственности российского общества и деградация культуры заставляют вновь обратиться к истокам, традициям духовной, музыкальной культуры России. Проблемы самопознания, самобытности русского характера, формы его проявления по-прежнему остаются актуальными.


НЕСТЕРОВА Валерия Львовна

Страна:  Россия
Город:  Ставрополь
Место работы: Ставропольский государственный университет
Должность:  Аспирант

Тема доклада:

Некоторые аспекты женского культурного мира на страницах отечественных дореволюционных журналов.

Тезисы:

Некоторые аспекты женского культурного мира на страницах отечественных дореволюционных журналов. Периодическая печать занимает важное место в жизни общества, так как является одним из средств массовой коммуникации. Женская периодика — это специфический вид периодической печати, который дает богатейшую информацию по истории культуры, литературы, журналистики и общественной мысли, помогая провести сравнительный анализ культурных ценностей.

В конце XVIII века социальные и культурные взаимоотношения оказывали большое влияние на создание и формирование женской прессы. В это время в обществе утвердился тип женщины — «великосветской дамы», подчинявшийся строгим нормам морали и поведения. На протяжении многих веков российской истории в женщине формировалось чувство зависимости от мужчины как имманентное свойство женского бытия и установка на мужа как на высшую ценность в жизни. Женское сознание было наполнено мыслями и чувствами о благоустройстве личной жизни. Но от этого женский культурный мир не становился богаче. На самом деле обогатить этот мир могла не женщина-хранительница домашнего очага, а образованная дама, решающая возникающие проблемы, которые переживает общество. Следствием этого становится практическое движение женщин к образованию.

Конец XIX века для российской женщины является периодом адаптации к новому социально-экономическому строю и общественным отношениям. В это время актуализируются вопросы связанные с правами женщин, начинается активность женского движения. Процессы зарождение отечественного феминизма и развитие женского образования способствовали формированию нового женского образа, характеризующегося такими чертами как ум, образованность, самостоятельность. А периодические издания начинали выполнять новые социокультурные функции, формировали новую культурную идентичность и новый тип мировоззрения.

Исследования женского культурного мира на страницах отечественных женских журналов дореволюционного периода дает возможность приобрести социокультурный опыт, который может быть использован современными женскими периодическими изданиями в рассмотрении проблем интересующих женщин в непривычном, с точки зрения массовизации ракурсе и с учетом трансляции национальных культурных традиций, которые необходимы для формирования нравственных, эстетических, религиозных и семейных ценностей современного общества.


КРУГЛОВА Татьяна Анатольевна

Страна:  Россия
Город:  Екатеринбург
Место работы: Уральский государственный университет им. А. М. Горького
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Содружество художников как институция: между долгом и совестью (На секцию «Институциональная культурология: организационные формы человеческих отношений и деятельностей как феномен культуры и необходимое условие креативных процессов (социокультурной инноватики)»)

Тезисы:

Между нравами художественного сообщества и теми смыслами, которые репрезентированы в их произведениях обнаруживается проблемная зона, указывающая на взаимную зависимость и нуждающаяся в исследовании. Представляется, что основанием формирования нравов являются типы общности и культурные практики агентов, образующих эти общности. Разные типы художественных личностей, даже те, кто декларирует полную свободу творчества, автономию от любых социальных зависимостей, крайний индивидуализм, на самом деле устанавливают социокультурные связи с неким Другим или другими, выступающими для них высшей авторитетной инстанцией. Эти отношения могут быть представлены в виде институциональных образований, носящих как формализованный, так и неформальный характер. Анализ институциональных форм и соответствующих им культурных практик позволит предметно разобраться с функционированием таких понятий как дисциплина, долг, вина, совесть в художественной среде. Особенно важно применить этот анализ к российским реалиям, имея ввиду советское наследие, оставившее память о неоконченных спорах о трактовках поведения художников в отношении друг друга перед лицом власти, современников и потомков.

Предметом рассмотрения в этой статье стал феномен советского поэта Бориса Слуцкого, который вошел в историю отчественной культуры не только как интересный поэт, но и как тот, кто на судьбоносном писательском собрании выступил против Бориса Пастернака. Парадоксальная личность и судьба Слуцкого может служить типологической моделью для понимания советского художника как уникального исторического антропологического типа, сочетающего в себе социальную ответственность и подвластность авторитету, активизм и дисциплинированность, верность долгу и художественную интуицию, политический расчет и бескорыстие, жестокость к врагам и солидарность со своими.

Исток поступка Слуцкого и событий 1958 года уходит корнями в предвоенные годы, когда формировалось первое, полностью советское поколение поэтов. Содружество поэтов имело свою программу, концепцию «откровенного марксизма».

В результате внутренней противоречивости процесса сталинской модернизации образовались линии разлома в структуре ценностей советского человека: «между ориентациями ценностными и инструментальными». Ценности дисциплинированности и сознательности оказываются нерелевантными, и от советского человека требуется уже не рациональное понимание действий власти, не диалог с ней, а способность встать по ту сторону какой-либо инструментальности. В случае Слуцкого испытанию на разрыв были подвергнуты и корпоративная солидарность поэтов, и стремление найти разумное объяснение действиям власти как если бы она руководствовалась политической эффективностью и целесообразностью.


АНТОНОВА Марина Сократовна

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат исторических наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Концептуальные подходы к сохранению традиционной этнической культуры

Тезисы:

В культурном пространстве России традиционная культура этносов представляется как своеобразная, специфическая модификация цивилизации, определяющейся локальными социокультурными условиями функционирования этнических общностей. Территориально-географическое положение, полиэтничность и поликонфессиональность, диалог культур в корреляции «Восток-Запад» обусловили многообразие самобытных национальных культур. Одним из уникальных историко-культурных регионов России является Байкальский регион, в частности, Республика Бурятия, в которой проживают представители более 130 национальностей. Современное культурное пространство региона находится в состоянии системных преобразований, обусловленных трансформацией общества и противодействием двух глобальных тенденций: технизации и гуманизации. В такой ситуации традиционная этническая культура, ее динамика и трансляционность, предстает как целая важная система, формирующая и направляющая общество в гуманитарное русло. Сохранение и трансляция традиционной этнической культуры на региональном уровне может быть решено на основе системного подхода, предполагающего взаимосвязь и взаимодействие различных социально-культурных и образовательных учреждений, развивающих наиболее характерные для данного региона виды традиционной культуры, формы ее бытования, а также использующих как традиционные, так и современные способы распространения традиций в современной социально-культурной среде.

На наш взгляд, основные концептуальные подходы должны опираться на изучении ряда определенных аспектов. Региональное исследование, проводимое автором, демонстрируют степень значимости национального вопроса в жизни проживающего на его территории населения. Сохранению этнических особенностей в культуре во многом способствует самобытность этнической психологии, национального самосознания, для формирования которого источником служит именно традиционная культура. Необходимо отметить, что вопросы взаимодействия культуры и политики являются одним из важных направлений исследований в современной культурологии, где политика выступает консолидирующим фактором социальной жизни, отражая полиэдр культурных интересов народа, включая его региональное своеобразие. Осознание значимости традиционной культуры в общественной и культурной жизни неизмеримо возрастает, и возрастает в связи с этим роль государства в сохранении и трансляции традиционной культуры как составной части современного социума, тем более что ее социально-культурные функции детерминированы рядом тенденций. Следовательно, и культурная политика региона, и концептуальные подходы к сохранению традиционной этнической культуры, располагая не идеологическим и не коммерческим, а скорее содержательным потенциалом, становятся важной составляющей перспективного развития всего российского общества.


СИДНЕВА Татьяна Борисовна

Страна:  Россия
Город:  Нижний Новгород
Место работы: Нижегородская государственная консерватория (академия) им. М. И. Глинки
Должность:  Проректор
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Профессор

Тема доклада:

Искусство как интерпретация бытия. Парадигмы креативности и их значение в современной культуре (На секцию «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства»)

Тезисы:

Проблема глубинных оснований искусства — его отношения к реальной действительности, к истине, бытию — обладает непреходящей актуальностью и значимостью. В начале XXI века ее постановка отличается особой остротой и масштабностью. Глубокие потрясения в искусстве, а также беспрецедентно многомерный и многоликий художественный опыт порождают необходимость нового осмысления его онтологических оснований. В этом русле и приобретает особую значимость понимание искусства как особого способа интерпретации бытия. Выявление отношения искусства к бытию как подлинной реальности является ключевым для понимания природы искусства, его онтологических, гносеологических и аксиологических оснований.

В колоссальном опыте истолкования искусства обозначаются и существуют в активном взаимодействии три парадигмы понимания искусства в его отношении к бытию. Классическая парадигма, восходящая к античности и наиболее полно сформулированная Гегелем, связана с эмансипацией искусства и самоопределением художника — в русле идеи внеличного естественного порядка. «Подлинность-истинность-идеальность», неотделимая от понятности и правдоподобия как цели искусства, определила принципиальную классическую установку на представление и, как следствие, выдвижение на первый план видов и жанров, обладающих вербальной и визуальной конкретностью.

Неклассическая парадигма восходит к иррационалистической философской традиции (Кьеркегор, Ницше, Хайдеггер) и отражает переживание, вчувствование, знание-погружение как исходные инструменты интерпретации бытия. Абсолютизация личностной креативности обусловила отказ от миметизма, изобразительности и определение музыки как высшей формы становящейся экзистенциальной материи искусства.

Утвердившаяся в конце XIX в. парадигма оказалась жизнеспособной и после культурного «слома», осуществленного несколькими поколениями модернистов, и была актуальной вплоть до 60–70-х гг. ХХ в. Она объединяет художников с принципиально различными творческими установками под знаком индивидуализма, претензии на элитарность, дерзновенного прорыва за пределы обыденной повседневности.

Постнеклассическая парадигма, развернувшаяся в последние десятилетия ХХ в. и исчерпывающе выразившаяся в постмодернистской теории и практике, утверждается прежде всего на отрицании классической и неклассической традиций. На смену идеи внеличного порядка приходит апология беспорядка, креативно-личностная установка сменяется нацеленностью на вторичность, цитатность, отказ от авторства, симуляцию, интерпретация превращается в экспериментацию. В то же время, самоопределение постнонклассики происходит в напряженном диалоге и безотчетной зависимости от всей предшествующей истории искусства. В креативной природе искусства уже заложена установка на смены парадигм. Только видение искусства в полноте его истории и современности, в ситуации «встречи», сосуществования художественного опыта различных традиций позволит осмыслить искусство как универсальный способ бытия.


ЮРЧЕНКО Любовь Ивановна

Страна:  Украина
Город:  Харьков
Место работы: Харьковский институт банковского дела Университета банковского дела Национального банка Украины. Кафедра социально-гуманитарных дисциплин
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  доктор философсуих наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Экологическая этика в контексте толерантности экологической культуры

Тезисы:

Современные условия глобализационного технологического всплеска порождает два полюсных архетипа в восприятии человека. Первый — рассматривает его как высшее достижение эволюции, «венец творения», благодаря успехам техники, открытиям в науке. Во втором — человек есть часть природы и не может выделять себя из нее, а если и выделять, то четко понимая границы этого отступления. Разрешение противоречия между этими архетипами находится в поле толерантной экологической культуры и, в частности, базовой ее составляющей — экологической этики. Экологическая культура обусловливает соответствие социальной деятельности и законов природной целостности, в частности, соответствие человеческой активности и такого качества естественной среды, как ее жизнепригодность Исследование сущности и содержания экологической культуры находится в органической связи с феноменом экологического сознания. Экологическое сознание выступает регулятором экологической деятельности, оптимизирует взаимоотношения в системе «природа-общество».

Инструментом формирования такого целостного системного образования как экологическое сознание являются экологические ценности, исторически обусловленные формы природопользования. Активизация экологического сознания происходит в ходе формирования экологического мировоззрения. Эти реалии и процессы составляют интеллектуальное поле поиска новых базовых ценностей человеческого сожительства и миропорядка. Несомненно, что главной среди них является экологическая этика. Исследованию даного феномена посвячена представлення работа. Проблема становления и развития экологической этики как базовой составляющей экологической культуры заключается не в том, чтобы добиться полного выполнения ее постулатов.

Дело в том, что этика современного общества, охватывая природу, входит в культуру как ее составляющая, и через этику культура в экологическом гуманизме и экологической идеологии соединяется с природой. Экологическая этика создает определенные моральные предостережения в обществе, что запрещают определенные действия относительно природы; предусматривает критическое тестирование природоохраны на ее человеческие, в первую очередь духовные измерения; выступает своего рода инструментом для выяснения абсолютно новых, на первый взгляд непонятных и непредсказуемых экологических ситуаций. Синтез позитивного природоохранного этнического опыта с опытом реальных превращений жизни определяет качество экологической культуры.


КУЛАГИНА Ирина Владимировна

Страна:  Россия
Город:  Сургут
Место работы: Сургутский государственный университет
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат философских наук

Тема доклада:

Региональная специфика преподавания культурологии: междисциплинарный подход

Тезисы:

Культурологию следует понимать как науку интегративную, соединяющую в своем предмете области знания целого ряда социальных и гуманитарных наук. Это свойство вызывает проблемы в преподавании данной дисциплины в вузе не только на теоретико-методологическом, но и на конкретном методическом уровне. Целью настоящего исследования являлось определение круга проблем в преподавании культурологической дисциплины и возможностей их решения на основе опыта преподавательской и исследовательской деятельности в Сургутском государственном университете и трех филиалах вузов, базирующихся в г. Сургуте. Основные выводы подтверждены данными социологических исследований, проведенных в в период с 1999 г. по 2010 г. в студенческой среде г. Сургута. Проведенные социологические исследования разделяются на три направления:

  • исследования эффективности преподавания культурологической дисциплины и отношения студентов к ее содержанию;
  • исследования поликультурности как важнейшей характеристики студенческой среды северного города и ее влияния на образовательный процесс и содержание культурологической дисциплины;
  • исследования, проводимые самими студентами в ходе изучения социологической дисциплины, но имевшие целью формирование представлений о характере современной социокультурной ситуации в регионе.

В ходе работы были выделены базовые факторы, определяющими интерес студентов к культурологической дисциплине, отмечен рост такого интереса в последнее время, а также выделен ряд проблем, связанных с пониманием и преподаванием культурологии в Сургуте, в том числе, отмечено влияние поликультурности на изменение образовательных потребностей в курсе культурологии. В качестве основной названа проблема утраты междисциплинарных связей культурологической дисциплины в цикле гуманитарных и социально-экономических наук. Описаны конкретные способы преодоления этого разрыва на примере комплексного подхода к преподаванию социологии и культурологии. В результате исследований были сделаны следующие выводы:

  • акцентирование региональной специфики при изучении культурологии позволяет сделать усвоение учебного материала более эффективным, что подтверждается результатами проведенных исследований;
  • использование междисциплинарного подхода в преподавании, организация интегрированного комплекса социально-экономических и гуманитарных дисциплин, связи между которыми не будут ограничиваться лишь вводным перечислением факторов взаимовлияния, позволит укрепить позиции культурологической науки в современной комплексе образовательных дисциплин.

 < 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15[16] 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 >  последняя страница