Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

АВЕРИНА Марина Владимировна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат социологических наук

Тема доклада:

Экстремальный спорт как пространство продуцирования и реализации предельных форм креативного опыта (На секцию «Социальные трансформации культуры: наблюдаемые тенденции и перспективы»)

Тезисы:

Спортивные состязания в Древней Греции изначально посвящались Зевсу и носили характер ритуала — ритуала производства и накопления энергии. Олимпионик становился героем. Через обретение героизма он мог рассчитывать на милость богов. Чем выше ступень пьедестала почета, тем больше он был обласкан и ближе к вершине Олимпа. И хотя греки не ставили себе цели превзойти всех людей, которые жили и живут на земле, поскольку это означало попытку встать вровень с богами, именно тогда возникло понятие хюбрис. Спорт стал рассматриваться как особый мир, как арена аккумуляции энергии преодоления нечто, что находится за пределами человеческого жизненного мира. Именно идею хюбриса взял за основу Пьер де Кубертен, возрождая Олимпийские игры. «[…Спорту] необходима свобода преодоления пределов. Это самая его суть, его цель и главная тайна его моральной значимости… Риск ради риска, без какой бы то ни было практической необходимости — именно этим способом наше тело поднимается над своей животной природой». Поэтому зарождение экстремального спорта вполне закономерная тенденция. Другое дело, что появиться он смог только с ростом индустриального могущества человечества, которое в свою очередь связано с совершенствованием машин и механизмов. Новую систему, с учетом ее географического и культурного происхождения, назвали «калифорнийской». В центре этой системы — разнообразные спортивные приключения и те виды спорта, которыми предпочтительнее заниматься на природе, демонстрируя головокружительное акробатическое мастерство и переживая максимум острых ощущений (бодибординг, кайтсерфинг, затяжные прыжки с парашютом, маунтинбайк, лыжный фристайл и проч.).

Спорт вообще, с его установкой на рекорды, и экстремальный спорт, в частности, открывает возможности для бесконечных технологических и научных экспериментов. Современный социум провоцирует возникновение все новых разновидностей экстремальных видов спорта, поражающих своей сложностью, что заставляет пересмотреть многие привычные взгляды и изменяет наши представления о «диапазоне человеческих возможностей». Творческие поиски осуществляются и в направлении совершенствования человеческого тела и организма, и в направлении изменения физической и материальной среды, необходимой для соревнований (площадки, различные покрытия, снаряды, здания и т. п.), и в направлении совершенствования спортивного снаряжения (инвентаря, одежды, средств защиты).

В принципе, идея «преодоления» себя с помощью сознательных усилий и технических средств ради воплощения идеальных представлений о человеке и обществе, ценою предельного напряжения, а зачастую и большого риска, главенствующая в спорте, сходна с аналогичной мотивацией деятельности в новейшем искусстве, изобретательстве и вообще любом творчестве, в систематическом усовершенствовании реальности.


МАКСИМОВА Елена Евгеньевна

Страна:  Россия
Город:  Уфа
Место работы: Башкирский Государственный Педагогичесий Университет им. Акмуллы
Должность:  Ассистент

Тема доклада:

Культура управления как фундамент инновационных изменений

Тезисы:

В своем Послании Федеральному Собранию Президент страны Д. А. Медведев отметил необходимость всесторонней модернизации России. Также он указывал, что реализация стратегических планов невозможна без полноценных перемен в обществе. Основанием для укрепления политической системы и правовых институтов, внутренней и внешней безопасности государства, социальной стабильности, современного образования и повышения нравственности в настоящее время может стать изменение парадигмы культуры управления. Личный успех, поощрение инициативы, повышение качества общественной дискуссии, нетерпимость к коррупции должны стать частью общенациональной культуры управления.

Длительный подход к формированию российского управления, учитывающего особенности русского менталитета, разнообразие и широту российских условий, — важнейшая стратегическая задача современного общества. От нее во многом зависит не только переход к рыночной экономике, но и место России в мировом сообществе. Это движение к современным формам и методам управления должно формироваться на основе научно обоснованных мер. Возникновение культуры управления как социокультурного феномена было необходимо для достижения упорядоченности жизни, для достижения определенных целей людей, обладающих властью, могуществом, способностью и возможностью управлять массами. Инновации в понятии культуры управления для российских промышленных корпораций и недостаток практических знаний о методах и технологиях управления делают невозможным и неэффективным слепое копирование подходов к управлению, применяемых за рубежом.

Культура управления — это определенная сфера бытия, включающая планирование и принятие решений, организацию, руководство и контроль, направленная на мобилизацию человеческих, физических, информационных и финансовых ресурсов для достижения организационных целей, прагматическая ориентация, базирующаяся на изучении и обобщении опыта управления. Она выявляет процессы и явления, существующие в обществе, специфику локальных региональных культур, их историческую типологию, взаимосвязь и взаимозависимость культур различных эпох и народов, отражает специфику современной цивилизации. В эпоху существующего глобального кризиса, охватившего различные аспекты жизни необходимо создание интегрированной теории управления, предусматривающей как классические подходы, методы, формы управления, так и инновационные, нормы которой были бы применимы для всех социальных институтов.

Таким образом, главная задача культуры управления — на основе диалога культур стремиться к конструктивному сотрудничеству во всех сферах человеческой деятельности, к преодолению конфликтов и непонимания, к осознанной ответственности лидеров, управленцев, администраторов, менеджеров при всех социальных институтах. Именно вследствие эффективного управления, дающего запланированный результат, будут возможны инновационные изменения, приводящие к положительным изменениям во всех сферах социокультурной реальности.


БУДЕНКОВА Валерия Евгеньевна

Страна:  Россия
Город:  Северск
Место работы: Институт искусств и культуры ТГУ
Должность:  Зам. директора
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Коммуникативный потенциал культуры: к определению понятия

Тезисы:

Одной из характерных особенностей новейшей культуры, отличающей ее от предыдущих эпох, является рост и интенсификация коммуникативных процессов, что, в свою очередь, приводит к расширению и усложнению коммуникативного пространства. Но разные культуры по-разному проявляют себя в процессе коммуникации. Есть культуры «открытые», в которых внутренние и внешние коммуникации хорошо развиты и находятся в состоянии гармоничного равновесия, есть — «закрытые», где доминируют внутренние коммуникации. Как правило, эти культуры замкнуты, а коммуникативные процессы в них достаточно четко регламентированы.

Продуктивность диалога и успешность коммуникаций зависят от степени устойчивости оснований культуры и ее готовности к изменениям, определяющим ее коммуникативный потенциал. Коммуникативный потенциал — способность культуры вступать в коммуникации, связи и отношения с другими культурами и развиваться под их влиянием, сохраняя собственную идентичность. Коммуникативный потенциал любой культуры характеризуется наличием и соотношением двух необходимых качеств — устойчивости (стабильности) и изменчивости (трансформативности). Коммуникативная устойчивость означает, что культура обладает высоким коммуникативным потенциалом, если в диалоге с другими культурами она не только сохраняет свое ядро (базовые ценности, смыслы, традиции), но и одновременно оказывает влияние на других участников коммуникации. Коммуникативная изменчивость демонстрирует способность культуры к адаптации и развитию в постоянно меняющихся условиях, порождению новых форм, образов, смыслов. Чем более гибкой, «отзывчивой», динамичной и «креативной» оказывается культура, тем выше ее коммуникативный потенциал. Существует множество факторов, способствующих повышению коммуникативного потенциала или, наоборот, его снижению. В числе факторов, влияющих на коммуникативный потенциал, можно выделить внешние и внутренние. Внешние характеризуют процессы, происходящие в современном мире, и отражают общее состояние нашей цивилизации. К внешним — общецивилизационным — факторам относятся глобализация, рост потребления, развитие технологий и информатизация, динамизация культурных процессов, стремление к постоянному обновлению и т. д. К внутренним, специфичным для данной культуры или региона, можно отнести политико-экономические, социальные, религиозно-этнические, идеологические условия и факторы, сочетание которых и определяет их уникальность. Выявление и анализ факторов, детерминирующих коммуникативный потенциал, позволяет раскрыть механизмы межкультурных коммуникаций, прогнозировать сценарии их развития и способствует повышению эффективности межкультурного диалога и уровня толерантности общества.


АФОНИНА Раиса Николаевна

Страна:  Россия
Город:  Барнаул
Место работы: Алтайская государственная педагогическая академия
Должность:  Старший преподаватель
 Ученая степень:  кандидат сельскохозяйственных наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Постановка проблемы педагогического исследования содержания естественнонаучного образования студентов гуманитарных специальностей высшей школы

Тезисы:

Образование неразрывно связано с социальными и культурологическими процессами, что определяет использование культурно-антропологического подхода как специфической формы обеспечения взаимосвязи антропологического и культурологического подходов в содержании образования.

Объективной основой диалогического взаимодействия и взаимосвязи культурологического и антропологического подходов в естественнонаучном образовании является материальное единство окружающего мира и целостность человеческой личности. Естественнонаучное образование, являясь важным фактором в подготовке современного специалиста, призвано обеспечить формирование целостной системы знаний, являющейся основой единой научной картины мира. Изучение состояния естественнонаучного образования в теории и практике естественнонаучного образования будущих учителей гуманитарных специальностей показало наличие противоречий, проявившихся в несоответствии между: — тенденцией междисциплинарного синтеза естественнонаучного и гуманитарного знания в современной науке и образовании и недостаточной разработанностью научно-методических условий его реализации в естественнонаучном образовании будущих учителей гуманитарных специальностей;  — актуализацией потенциала культурно-антропологического подхода к содержанию образования и традиционным «знаниевым» подходом, реализуемым в процессе естественнонаучного образования будущих учителей гуманитарных специальностей, не обеспечивающим в полной мере эффективность его реализации; — психолого-педагогическими особенностями формирования естественнонаучных знаний будущих учителей гуманитарных специальностей и применением в педагогической практике унифицированных технологий обучения, разработанных для обучения студентов естественнонаучных специальностей; — целесообразностью использования в естественнонаучном образовании будущих учителей современных информационных компьютерных технологий и средств визуализации обучения и недостаточным использованием для этих целей возможностей образовательного процесса; — образовательными возможностями естественнонаучного образования в освоении опыта творческой деятельности и реальным доминированием репродуктивных форм и методов обучения, не обеспечивающих условия формирования и развития учебной творческой деятельности обучающихся.


АСТАХОВ Олег Юрьевич

Страна:  Россия
Город:  Кемерово
Место работы: Кемеровский государственный университет культуры и искусств
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат культурологии
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Рефлексивность идентификации личности в художественной культуре ХХ века (На секцию «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства»)

Тезисы:

Сопряженность художественной культуры в единстве ее предметной и личностной форм с многообразием видов индивидуального бытия людей представляет собой подвижное проблемное пространство, привлекающее к себе различными своими гранями пристальное внимание ученых. Сложность, а в известном смысле и драматизм самоопределения личности в условиях современной культуры порождает высокую степень познавательно-поисковой и ориентационно-рефлексивной активности особенно в пору ее становления. Нередко мировоззренческие искания личности и попытки сформировать свои жизненные императивы сопровождаются переоценкой ценностей. Ориентационно-рефлексивная деятельность самосознания трансформируется со временем в содержательные пласты внутреннего мира личности, в качественную определенность ее реального отношения к культуре, что получает свое выражение в сфере художественной культуры. В состоянии противоречия с миром человек оказывается в ситуации неопределенности, что актуализирует рефлексивность ее идентификации. Что будет выбрано в качестве отправного начала, начинает зависеть от самого мышления. В рефлексии наблюдается тождество субъекта и объекта мышления, в результате мы наблюдаем формирование чувственных истин, что позволяет художнику творить новый мир своим искусством. В этом случае искусство и художественная культура в целом предстают в своем неразличимом единстве. Культивируется настоящее время, процессуальность, что определило появление множества художественных течений и направлений, экспериментов в художественной культуре ХХ века. Отказываясь от предшествующего опыта, художник заново пытается открыть для себя мир, и в этом случае он прислушивается исключительно к своим собственным ощущениям. Это приводит к возрастающему отрицанию вечных ценностей, которые вытесняются временными или быстротечными соображениями. Так П. Сорокин отмечает, что чувственное общество живет в настоящем и ценит только настоящее. Так как прошлое необратимо и уже более не существует, а будущее еще не наступило, тем более что оно всегда неясно, то только настоящий момент реален и желанен.


КИРИЛЛОВА Ольга Сергеевна

Страна:  Россия
Город:  Ростов-на-Дону
Место работы: Южный федеральный университет, факультет философии и культурологии. Кафедра теории культуры, этики и эстетики
Должность:  Старший преподаватель
 Ученая степень:  кандидат философских наук

Тема доклада:

Культура между «пост» и «прото»: концептуальные траектории современной гуманитаристики

Тезисы:

В докладе рассмотрены несколько используемых в современной гуманитаристике популярных приставок-концептов в разрезе их нынешних метаморфоз и переосмысления. С поистине магической притягательностью приставка «пост-» приклеилась к огромному количеству культурных явлений, которые в ситуации ускоряющейся современности мыслители торопились сдать в архив. На сегодняшний день в спектре обсуждений вариаций в рамках концепта «пост-» имеет место ряд требующих решения моментов.

  • Наслоение «пост-»ов по принципу дурной бесконечности. Для отражения новой ступени того или иного культурного явления стало достаточно механически добавить ещё одну «пост-приставку». Так рождаются пост-постструктурализм, пост-пост-постмодернизм и т. п. Это избавляет от необходимости качественно определения новизны, указывая лишь на формальный временной перехода, а не содержательную сторону процесса.
  • Приставка «пост-» тянет за собой «концептуальный послед» понятий, которые так страстно желает оставить в прошлом, тормозит возможность воплощения веера будущностей без бремени прежних маркеров.
  • Употребление приставки «пост-» предполагает некую завершенность, конец реальности.

Но при всей своей, казалось бы, идейной фатальности, «пост-мыслители» часто оговариваются, что всё, чему приписывается сейчас смертельный вердикт, скорее всего набросок некой новой культурной формы и культивируют принцип незавершенности. М. Эпштейн предлагает использовать «зачинательный» подход к нарождающимся жанрам и культурным формам, выходить уже не на ситуацию «пост-», а на мироощущение «прото-», рассматривать современное положение как before the next, нежели как after the last, что, впрочем, не означает некритического упоения будущим. Для определения расплывчатости границ современных явлений используются также пограничные приставки «транс-» и «меж-». Они в равной степени касаются как профиля гуманитарных наук (транссемиотика, транслингвистика, междисциплинарность), так и непосредственно антропологической составляющей (транскультура, трансгуманизм и т. д.) Прежде определение «прото-» давалось тому, что предшествовало уже заранее известному. К примеру, понятие Проторенессанс появились пост(!)фактум, то есть уже тогда, когда эпоха Возрождения предстала в завершенном варианте. Современная же ситуация ориентирует на что-то пока неизвестное, «сырое», некий «прото-икс» (М. Эпштейн). Некоторые определения будут накладываться на уже существующие, так как многие понятия, которые укрепились в философско-культурологической мысли к концу прошлого века благодаря «пост-мыслителям», были даны нам как бы на вырост. Отталкиваясь от новой позиции, можно обрисовать контуры цивилизации XIX века: протоглобальность, протоинфомационность, протоплюральность, протовиртуальность, прототекстуальность. Термин меняет смысл в применении к современным явлениям, потому что указывает не на необходимость, а на одну из возможностей будущего, потенциальность. Речь идет о радикальном переходе к начальности как модусу мышления.


СКОРОДУМ Никита Всеволодович

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Almanac of Post-Jungian Psychology and Culture «Новая весна»
Должность:  Другие должности

Тема доклада:

Креативное и эктипическое в культурном строительстве. (Секция: «Философия культуры: аналитика оснований всякого произведения»)

Тезисы:
  1. Креативное и эктипическое подобны двум столпам основания культуры. Причем эктипическое относится к более наглядным проявлениям торжества культуры и ее пафоса, а креативное — к менее очевидным, но зато более действенным. Общество по умолчанию состоит в гильдии принцессы Будур, предпочитающей яркую и блестящую лампу лампе старой и потертой. Однако уже Конфуций считает нужным напомнить, что сосна и кипарис раскрывают свои качества лишь с наступлением холодов («Лунь Юй» 9,28). В отличие от эктипического подхода, базирующего на принципе взаимозаменямости элементов и дроблении картины мира, существенной чертой креативного преобразования действительности является драматизм. Последний, в свою очередь, выражается в диалектическим единстве обратимого и необратимого. Креативное возникает на стадии обратимости, и, в силу зыбкости и непрочности этого состояния, стремится к разрешению в эктипическом. Понимание перехода одного в другое Гете называет высшим даром небес. По сути, между эктипическим и креативным нет непреодолимой пропасти. В свое время швейцарский физиогномист Лафатер создал шкалу различия степеней одаренности. На этой шкале эктипическое соответствует уровню собирания, а креативное (гениальное) — уровню связывания, выражающимся в фасцинации, восходящей к тому же корню, что и связывание [fascia = связка].
  2. На фоне актуализации едва ли не основной дилеммы культурного строительства «конструктивное — деконструктивное», упускается из виду сам динамический рисунок составляющих развития культуры. Осуществляемый при строительстве культуры переход в направлении от простого к сложному кажется чем-то самим собой разумеющимся, а дело построения культуры изображается в виде последовательных надстроек, обретающих, по мере возведения «здания культуры», все большую разветвленность и утонченность. Простое, при этом, слишком часто ассоциируется с неразвитым и примитивным, пусть и не лишенным положительных атрибутов в виде близости к естественно-природному состоянию, невинности и неиспорченности, подобно «простодушному» из одноименной повести Вольтера. Такая трактовка наделяет простое чертами пассивности. И действительно, примитивные народы, во всем блеске присущей им архаики, гибнут, едва соприкоснувшись с дарами цивилизации в виде виски и табака. Однако, по нашей мысли, такое понимание верно лишь применительно к эктипическому способу воспроизводства культуры. И напротив, отражением креативного подхода будет понимание простого, как активно действующего фактора, в силу преимущества целого над дробным и в соответствии с основными положениями «Учения о цвете» [Farbenlehre] И.В. Гете.

АМЕЛИН Веналий Владимирович

Страна:  Россия
Город:  Оренбург
Место работы: Правительство Оренбургской области, министерство культуры, общественных и внешних связей
Должность:  Заместитель министра начальник управления по связям с общественными, национальными и религиозными организациями
 Ученая степень:  доктор исторических наук
Ученое звание: Профессор

Тема доклада:

Этнокультурный потенциал региона: позитивные практики

Тезисы:

Этнокультурный потенциал региона: позитивные практики Оренбуржье — один из полиэтничных регионов Российской Федерации. Особенности этнокультурной среды региона диктуют необходимость реализации этнокультурной политики властью, общественными организациями. В современных условиях этнополитика предполагает развитие принципа толерантности, воспитания и уважения к самобытным культурам и родным языкам этнических общностей, проживающих в регионе.

Анализ этнокультурной ситуации свидетельствуют о том, что в Оренбургской области удовлетворяются национально-культурные потребности разных национальностей, совершенствуются механизмы взаимодействия и сотрудничества органов власти и институтов гражданского общества, наработана нормативно-правовая база этнополитики. Значительное внимание в этой работе уделяется органам местного самоуправления, знающим местную специфику села, района, города. В результате десятки этнических общностей сохраняют и развивают свою национальную культуру, изучают родные языки, создают общественные национальные организации, издают национальные газеты, книги по этнической истории, духовной культуре своих народов.

Под этнической политикой мы понимаем сферу управления и обеспечения интересов и прав граждан, связанных с их этнокультурными запросами. Несомненно, что этнокультурная политика способствует межнациональному миру и согласию в оренбургском социуме, противодействует проявлениям различного рода ксенофобии, расизма и экстремизма.

Вместе с тем, миграция населения в постсоветское время в основном из стран Центральной Азии в приграничный регион, каким является Оренбуржье, способствовала некоторому изменению его этнической структуры. Усугубляются эти процессы и мировым финансово-экономическим кризисом. Ведь трудовая миграция (гастарбайтеры) влияет на рынок труда. Появление представителей новых этнических групп, людей с другой культурой, способствует и проявлению фактов мигрантофобии. С учетом складывающийся ситуации необходима выработка и использование подходов в проведении этнокультурной политики с целью успешной интеграции, так называемых, «новожителей» в российский социум.

Перспективы в данном направлении есть: это создание многонациональных организаций с целью решения задач по укреплению межэтнической интеграции, разработка спецкурсов по этнокультурной политике в институтах, введение предмета «народоведение» в школах области, расширение сети мониторинга по предупреждению межэтнических конфликтов.

Известно, что в России идут процессы формирования российской гражданской нации, которая состоит из десятков этнонаций. Поэтому этнокультурное развитие будет способствовать и становлению гражданской нации — сплочению российского народа.


КНЭХТ Наталья Петровна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Московский государственный институт электронной техники. Кафедра философии и социологии
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Культура: категория, идея, образ

Тезисы:

Cовременное знание о культуе формируется в новых прдметных полях. Их выделение задается не только уже существующей дисциплиной (например, история и социология культуры, культурная антропология), но и предметом (исследования медиа), иногда подходом (гендерные и мультикультурные исследования), а в последнее время и практическим интересом (изучение практик потребления в маркетинговых культурных исследованиях). Предмет изучения и сама сфера современной культуры «трансформируются в зависимости от того, какую понятийную сетку на них накладывают — в соответствии с оптикой исследователя и его тезаурусом. История культуры представляет собой символический язык, в котором «отражается» — прежде «реальности» — собственная история понятий (категорий культуры). Как базовое историческое понятие, культура стоит в ряду других: история, цивилизация, революция. Все базовые понятия плохо служат для описания реалий современного мира.

Как известно, проект критики и отрицания старой системы понятий постмодернизмом, не привел к их радикальной замене. Постмодернизм попытался выработать свой словарь различий, но многие понятия, на которые он опирается, остались не до конца проясненными. Реформирование и переструктурирование всего дисциплинарного поля социальных наук, поиск новых форм организации знания неизбежно должны повлечь переосмысление и перестройку всего категориального аппарата. Особую актуальность это приобретает в отношении способов репрезентации культурных процессов. Проблема образа культуры связана c попыткой преодоления кажущегося произвола в прошлых и современных исследованиях, представляющих не только научное, но и неакадемическое знание о культуре.

Мы снова задаем вопрос: что такое культура, современная культура, образ культуры? Чтобы прояснить семантику этих понятий, имеет смысл обратиться к двум различным традициям. Во-первых, к немецкой историографии, которая предложила термин «основные исторические понятия» (Begriffsgeschichte), получивший теоретическое обоснование главным образом в работах Р. Коззелека. Во-вторых, к современной когнитологии, внутри которой используется понятие «термины базового уровня» (basic level terms), получившие классическую формулироваку в трудах американских исследователей — психолога Э. Рош и лингвиста Ж. Лакоффа. Кроме этого, необходимо использовать опыт типизации, связанный с исследованием структур семантических полей (основного элемента языковой модели мира) и их связи с константами сознания (единицами концептуальной картины мира).

Теория естественной категоризации, как и структура категорий аристотелевской логики, показывают, что нет единой универсальной структуры категорий, а есть их разнообразие, отражающее существенные закономерности нашего мышления. Методологические возможности «образа культуры» не являются жестко прескриптивными, т. е. не являются методологическими директивами, указывающими как нужно думать исследователю, а, скорее, должны показывать, как он думает и почему так думает.


ГОРОДИЩЕВА Анна Николаевна

Страна:  Россия
Город:  Красноярск
Место работы: Красноярский государственный аграрный университет. Кафедра культурологии и философии науки
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор культурологии
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Знак и символ как информационно-коммуникативные составляющие техногенеза (Секция «Культурология техники и инженерной деятельности»)

Тезисы:

Транснациональные процессы культуры, виртуальные миры коммуникаций концентрируют внимание на методах создания и механизмах придания технологиям эффекта реальности. Одновременно в процессе внедрения новейших информационных технологий все больше унифицируются культурные коды, семиотические системы культуры и остается все меньше оснований идентифицировать те или иные культуры как «чужие». Все чаще и тревожнее заявляет о себе проблема кризиса, или утраты идентичности культуры, результатом которой становятся отрицание техники и технологий, самоизоляция культур от технического прогресса. Вследствие этого можно выявить адекватные связи между идеями культуры, человека и технологий, представив технологии в структуре реальности, рассмотрев их семиотику как отражение системы социальной деятельности, проанализировав субъекты и формы их отношений в исторической ретроспективе, охватив в объективной реальности ценностные установки носителя культуры и закономерности развития семиотических систем технологий.

Смысловое содержание технологии, ее внешние формы и символика формируются эволюционным путем в специфических условиях локальных культур. Символический язык техники в этом случае становится основным средством семиотизации феноменов культуры и требует единого понимания смысла техники в исторической динамике. Требование единства всех смысловых и предметных слоев технологии формирует потребность в знании языка техники. Означающее знака техники — материальные элементы, формы устройств, их расположение в пространстве, а также их свойства (материал, шероховатость поверхности и т. д.) — служат для передачи означаемых — идей, функций, ценностей культуры, — и одновременно, диктуют условия, основания и воплощения институциональности культуры. Язык техники и технологий в этом случае становится не только средством, но и формой коммуникации и диалога как внутри культуры, так и между культурами, поскольку используется в процессе диалога культур так же, как и естественные языки.

Специфическое бытование знаков техники и технологий в культуре, их собственные формы позволяют рассматривать технологии как целостные культурные тексты. Максимально обобщенный текст технологий предстает как образ вещи, позволяющий соотносить его с другими феноменами культуры, конкретными формами и типами культур. Технология как вещь способна нести информацию о видении мира и месте в нем человека, нравственно-этических нормах, представлениях о богатстве или чести, личных религиозных пристрастиях, эстетической шкале, художественных идеалах и т. п. Современный семиозис технологий в коммуникативном поле культуры становится принципом человеческой деятельности и оформляется в виде многократно воспроизводимых артефактов культуры, уточняя сущность семиотических систем, выделяя идеи духовно-ценностных представлений и оценок, воплощенных в знаках техники


первая страница  < 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19[20] 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 >  последняя страница