Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

БОГАТЫРЕВА Елена Анатольевна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Российский институт культурологии
Должность:  Старший научный сотрудник
 Ученая степень:  доктор философских наук

Тема доклада:

Креативность, арт-менеджмент и проблемы теории искусства (На секцию «Методологический потенциал культурологии и междисциплинарные исследования искусства»)

Тезисы:

Трансформации, затронувшие искусство последних десятилетий ХХ в., связаны в большей мере не со стилевыми изменениями, а с изменением способов его функционирования в социокультурном контексте. Не случайно описания современной художественной практики ходят по кругу уже не первое десятилетие, и новыми оказываются здесь разве что новые поколения критиков-исследователей. Переход к системе координат, которая позволила бы уловить, зафиксировать эти изменения и отрефлексировать сам момент перехода, предполагает междисциплинарность. Для гуманитарных наук конца ХХ в. вообще характерна обращённость в сторону культурологически ориентированных исследований. В том смысле, что изучение специфических проблем той или иной дисциплины предполагает исследование, выявление, прояснение культурных предпосылок, культурного контекста, культурного фона этих рассматриваемых проблем.

В качестве ориентиров, опорных точек в процессе интерпретации искусства ХХ века в докладе принимаются категории модерна как социокультурного явления и модернизма как явления художественного. В историко-философских и историко-социологических исследованиях нововременное искусство и его институты выступали в качестве признаков общества определённого типа и воспринимались сквозь призму функций в социальном контексте. Не случайно изменения в сфере художественной культуры (т. е. изменения, затрагивающие искусство и его институты) как бы по умолчанию рассматривались в качестве индикаторов социокультурных изменений. В ХХ в. (а точнее, с последней трети ХIХ в.) эта общественная функция получает новую интерпретацию.

Исходя из приведённых тезисов-посылок, предполагается обсудить следующие вопросы: как в этой системе координат может быть интерпретирован институт арт-менеджмента, каковы его взаимоотношения с таким институтом, как, например, художественная критика и какие принципы и установки художественного модернизма находят в нём своё неожиданное продолжение.


ГУСАКОВСКИЙ Михаил Антонович

Страна:  Белоруссия
Город:  Минск
Место работы: Белорусский государственный университет. Центр проблем развития образования
Должность:  Руководитель (заведующий, начальник) лаборатории
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Образование как событие

Тезисы:

Размышление, представленное в данном тексте навеяно работой современного французского философа Алена Бадью «Бытие и событие». Первый философский вопрос, который возникает на этом пути: как возможно мышление, которое допускает событие? Развивая одно из основоположений указанного философа, постулат, из которого мы исходим: событие образования наделено статусом множественности и временности.

Основное свойство, которое современная философия образования приписывает субъекту – это постулирование его присутствия чаще всего в форме трансцендентального субъекта. В наших аудиториях это звучит как «неизбывное желание человеческого индивида быть субъектом». При этом основной задачей педагогического усилия в данном случае выступает приписывание одного значения вещам, предметам, словам. Именно это обстоятельство выступает, по-нашему мнению, основным препятствием на пути возникновения феноменов креативности.

Именно это «общее место» педагогики – призыв к необходимости стать субъектом, мы пытаемся критически отрефлексировать философскими средствами. Проблема в том — как не стать субъектом образования. 

Следуя современной критической традиции «критики познания» мы, вслед за М. Фуко, М. Хайдеггером, Ж. Дерридой, Ж.-Л. Нанси, придерживаемся тезиса о продуктивной силе отсутствия. Именно постулирование ценности отсутствия, делает возможным более пристально приглядеться к процедуре присутствия. Непосредственным поводом для размышлений в данном направлении явилась книга немецко – американского философа и литературоведа Ганса Ульриха Гумбрехта «Производство присутствия». Книга имеет подзаголовок: «Чего  не может передать значение». 

Гумбрехт в своей работе выделяет три области, которые, согласно его убеждению, могут производить присутствие. Это известные три гуманитарные области. Первая — это история, основная цель которой — производство присутствия прошлых миров в настоящем. Вторая — это искусство, которое обладает особым умением производить эффекты присутствия. И, наконец, третья сфера – это педагогика. Полагая, что «культура значения», по выражению Х. У. Гумбрехта, сменяется «культурой присутствия», мы разрабатываем теорию педагогики присутствия. 

Три типа культурных практик — эпифания, презентификация и дейксис, выделенные Гумбрехтом, заслуживают особого внимания. В центре подобных практик умение преподавателя организовать событийно ориентированную беседу с открытым финалом, «возникающую на пути к неведомой цели». Решающим моментом здесь выступает акт «приостановки приписывания значения». Наши усилия направлены на то, как на практике в учебной аудитории организовать такое событие.


ИСАЕВА Юлия Анатольевна

Страна:  Россия
Город:  Нижний Новгород
Место работы: Нижегородская государственная медицинская академия, кафедра социально-гуманитарных наук
Должность:  Старший преподаватель
 Ученая степень:  кандидат философских наук

Тема доклада:

Креативность и симулятивные практики: точки пересечения

Тезисы:

В научно-философской традиции, особенно отечественной, культура довольно часто рассматривается как результат творческой деятельности человека. При этом привычным и широко распространенным убеждением является то, что общество «ожидает от человека мышления творческого» и нуждается в «систематическом, сознательном, преднамеренном управлении творческой деятельностью». Однако наблюдение современных культурных процессов приводит к парадоксальным выводам: в действительности нынешнее общество сверхпотребления в большей степени нуждается не в самой креативности, а ее симуляции. Соответственно, целью данной статьи является рассмотрение причин возникновения симулятивных практик, а также их влияние на творческий процесс и развитие культуры.

Человек, как и другие биологические виды, подвластен чувству постоянного «информационного голода», что обусловливает наше стремление к новому и стимулирует культурное развитие, которое зависит от способности «видеть новые отношения, выражать необычные идеи и вдохновения, отходить от традиционных схем мышления, <…> создавать новые объекты или идеи». До середины ХХ столетия все это находило воплощение в идее культурного историзма и оптимистической вере в прогрессивность человеческого пути: действия людей, их стремления были направлены в будущее, во время, когда «все станет лучше». Однако тотальное переосмысление логики времени, сомнение в грядущих достижениях привели к серьезным изменениям понимания креативности, в результате чего стали активно развиваться практики, не стимулирующие, а симулирующие творческий процесс.

Развиваемые наукой представления о субъектно-объектных отношениях, периодически возникающее ощущение исчерпанности в развитии культуры, ожидание ее смерти, приведшее к боязни серьезных, кардинальных изменений, способствовали развитию симулятивных практик, которые создают видимость изменения объективной данности посредством трансформации субъективной реальности. Рассматриваемые нами практики не означают полного исчезновения творчества, как может показаться на первый взгляд, они меняют направленность креативного процесса, который теперь проявляется не в масштабе культурной системы, а в рамках отдельного сознания. Можно утверждать, что в кризисные моменты, когда эсхатологическое мироощущение берет верх, главным становиться выживание и срабатывает древний механизм адаптации, только не на биологическом, а экстрасоматическом уровне – уровне сознания. Творческий потенциал используется не для создания новых культурных моделей или реалий, а для приспособления человеческого сознания к сложившимся условиям.

Симулятивные практики, хотя и оцениваются в нашем обществе довольно критично, возникли не случайно. Их главная особенность состоит в том, чтобы сохранять сложившуюся систему. Исследование симулятивных практик, их функционирования в различных сообществах позволит лучше осмыслить отдельные культурные механизмы и приблизит нас к ответу на вопрос: каким образом культура существует и изменяется.


ГАФАР Татьяна Викторовна

Страна:  Россия
Город:  Волгоград
Место работы: Институт художественного образования Волгоградского государственного педагогического университета
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат исторических наук

Тема доклада:

Региональный художественный музей как субъект культурной политики

Тезисы:

В последние десятилетия ХХ века многие культурологи и историки напрямую стали связывать возможность функционального существования музея с признанием или непризнанием его в качестве социокультурного института. Эксперты и музейных специалисты разных стран утверждают, что новую роль музеи обретут, превратившись в системы хранения, обработки и передачи интерактивных сообщений в определённом социальном контексте и направленных на определённый социальный контекст.

Исходя из этого, особое значение приобретают региональные музеи, деятельность которых, осуществляется в конкретных экономических, географических, социальных и культурных условиях отдельного региона. В настоящее время коллекции художественных музеев, как правило, являются наиболее ценными объектами культурного наследия стран, а сами музеи олицетворяют собой национальные музейные собрания. Это позволяет наделить художественный музей статусом феномена культуры. В разные исторические периоды коллекции произведений искусства в частной или государственной собственности способствовали удовлетворению различных социальных потребностей и способствовали: репрезентации отдельной личности с целью повышения своего социального статуса; информированию общества о достижениях конкретной личности; воспитанию и формированию духовных и нравственных ценностей; познанию природы и получение знаний об окружающем мире; появлению культурных инноваций; формированию пространства коммуникации; сохранению лучших образцов художественной культуры и культурного наследия; передаче социального опыта и практических навыков; реализации эстетических переживаний; проявлению национального самосознания и идентичности. Наличие художественного музея в отдельном регионе является важным фактором при оценке культурного статуса территории. Изменения в социальной и экономической сфере, произошедшие в последней четверти ХХ века в России и мире, оказали существенное влияние на условия, в которых происходит формирование личности, на структуру свободного времени человека, на предпочтения и мотивы обращения его к художественной культуре.

Опираясь на опыт работы художественных музеев можно предположить, что развитие регионального художественного музее неотделимо от процесса его участия в решении проблем современного общества и конкретных территорий, связанных с изменениями форм проведения человеком свободного времени, с предпочтением «домашнего» досуга; с развитием информационных форм коммуникаций, социальных сетей и моделей дистанционного общения; повышением зрительских предпочтений в направлении эстетико-гедонистической функции искусства, усиления связи между учреждениями формального и неформального образования.


ИСАКОВА Надежда Всеволодовна

Страна:  Россия
Город:  Новосибирск
Место работы: Новосибирский государственный педагогический университет. Кафедра теории, истории культуры и музеологии
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор философских наук

Тема доклада:

Креативность наук в решении современной проблемы человека (философские, антропологические, культурологические)

Тезисы:

Значение и масштаб креативности, как ключевой идеи конгресса, должны оцениваться в социальном контексте — общественной целесообразностью человеческой деятельности, имеющей принципиально новое качество.

К креативности такого рода относится участие науки в решении проблемы выхода человека из современного кризиса, проявляющегося в многочисленных деструктивных центробежных тенденциях: анализ предпосылок возникновения проблемы; ее формулирование и структурирование; поиск оптимальных путей решения.

К социальным причинам можно отнести переход от локального образа жизни к глобальному, когда сознание человека не в состоянии в исторически короткий срок перейти от целостного восприятия своего мира к системным взаимоотношениям с миром, на порядки превосходящим прежний. Кризис сознания человека и необходимость восстановления в новых условиях системных отношений с миром и собой — эта проблема и задача требуют для своего решения интеграции наук и программной реструктуризации в образовании.

Базовые системные знания, обязательные для всех категорий учащихся, обеспечивают — адаптированно к ступеням образования — философия, антропология и культурология. Это узловые области формирования системных знаний при переходе от внеценностных представлений о мире к ценностным. Философия, в силу всеобщности, универсальности своего инструментария — основание для целостного охвата любого объекта. Антропология — комплекс знаний о человеке на стадии их первоначального группирования. Культурология — наука о содержании, смыслах деятельности человека и ценностно-нормативном основании их структурирования.

Специализированные системные знания — на стыках базовых областей — обязательны для исследователей (в решении научных задач), преподавателей (формирующих сознание учащихся), управленцев (в выработке принципов социальной стратегии и политики): философская антропология, культурная антропология, философия культуры. Философская антропология — на базе общефилософских представлений о динамическом единстве мира, где человек его часть — дает целостное представление о человеке в единстве уже его признаков, среди которых культура — не просто специфический, но интегральный родовой признак. Культурная антропология, по определению, изучает человека как культурное существо: здесь внеценностное знание получает ценностную окраску, что проявляется в обосновании стратегических ориентиров деятельности, критериев анализа и оценки социальных реалий и пр. Философия культуры — область, где исследуется сущность культуры, т. е. конкретизируется содержание культурного признака или культуры человека, что важно в определении ориентиров социальной политики.

Таким образом, комплекс указанных дисциплин позволяет формировать у человека системное отношение к миру, что способствует решению современной проблемы человека — кризиса его сознания. В этом заключается принципиальная креативность науки.


БАЛАКИНА Елена Ивановна

Страна:  Россия
Город:  Барнаул
Место работы: Барнаульский государственный педагогический университет. Кафедра этики, эстетики, теории и истории культуры
Должность:  Заведующий кафедрой
 Ученая степень:  кандидат культурологии
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Состояние гуманитарно-художественного, духовно-нравственного компонента школьного образования в России как проблема национальной безопасности (На примере развития дисциплины «Мировая художественная культура» в школах Алтайского края)

Тезисы:

Постановка вопроса о судьбе школьной дисциплины «Мировая художественная культура» продиктована и спецификой сегодняшнего времени, и темой нашего научного форума. В преддверии III Российского культурологического конгресса мною было получено задание от НОКО проанализировать состояние преподавания дисциплины «Мировая художественная культура» в школах Алтайского края. При подготовке доклада эта задача несколько расширилась в связи с необходимостью ответить на ряд вопросов, возникших в ходе размышлений над открывшимися фактами. В докладе представлены размышления о сущности дисциплины «Мировая художественная культура», её месте и значении в системе школьного образования и шире — в контексте развития культуры России в целом, обеспечивающей устойчивость и государственную безопасность, перспективность развития страны. Сегодня для успешного развития России, обеспечения её конкурентоспособности в мировом сообществе, требуется не просто грамотный исполнитель, а самостоятельно мыслящий человек. Только искусству по силам открыть человеку человеческое, указать ему путь к себе. История дисциплины «Мировая художественная культура» началась в середине 1960-х гг. в Кировском районе Ленинграда. В 1987 г. решением Коллегии МП РСФСР курс «Мировая художественная культура» был включён в учебный план общеобразовательной школы. Почти на три десятилетия позже, чем в Ленинграде, началось преподавание мировой художественной культуры в Алтайском крае. В 1990 году в Барнауле была открыта первая в городе гуманитарная школа-гимназия № 123. Именно здесь впервые в Барнауле было начато преподавание новой дисциплины — мировой художественной культуры. К 1997–1998 годам обстановка в Алтайском крае с преподаванием мировой художественной культуры стала стабильной. Начинается продвижение дисциплины в районы, в отдалённые сельские школы. С 2004 года начался процесс перехода школ края на новые учебные планы. Немного осталось школ в городе и крае, где дисциплина «мировая художественная культура» преподаётся на прежних основаниях. Цель нашего доклада: привлечь высокое научное сообщество, в возможностях и назначении которого находится решение вопросов развития культуры России. Грамотное, профессионально организованное и заинтересованное преподавание мировой художественной культуры для юношества России остаётся одним из действенных и основательно проложенных путей наращивания гуманизма в нашей стране, для сохранения и упрочения которого имеет смысл объединять усилия лучших научных сил государства.


БОНДАРЬ Лариса Дмитриевна

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Санкт-Петербургский филиал Архива РАН; Санкт-Петербургский университет низкотемпературных технологий
Должность:  Ученый секpетаpь
 Ученая степень:  кандидат исторических наук

Тема доклада:

Образовательная система Роберта Т. Кийосаки и культура образовательного процесса: креативность и духовность (в соавторстве с Масловской Тамарой Ивановной) (Секция «Культура творчества и творчество культуры»)

Тезисы:

См. тезисы Масловской Тамары Ивановны


АВЕРИНА Светлана Юрьевна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма
Должность:  Аспирант

Тема доклада:

Семантика матчевых перформансов в субкультуре футбольных болельщиков

Тезисы:

Семантический уровень исследования культурных объектов любого рода, как средств трансляции культурно-значимой информации, подразумевает анализ процессов их означения и понимания в различных аспектах культурной организации социума. Динамика современных социокультурных событий настолько подвижна, что в новейших исследованиях наблюдается явное смещение научного интереса от макроисторических и кросскультурных исследований к анализу текущих проблем, связанных с актуальными семантическими аспектами мониторинга социальных отношений.

Одной из сфер социальной активности, причем замещающе-символической сферой, является мир спортивного боления. Ну, а поскольку глобализирующийся социум выбрал футбол как игру-символ, как средство всемирной коммуникации, то и футбольное фанатское движение — одна из самых многочисленных субкультур.

Редкая трансляция с футбольного стадиона обходится без кадров со скандирующими фанатами, многометровыми растяжками или трибунами, затянутыми дымом пиротехники. Болельщик не желает быть пассивным свидетелем, он стремиться к активному сотворчеству и прямое тому доказательство подготовка и участие в матчевых перформансах.

Перформанс как форма неоавангардной культуры замысливался как представление, которое играется только один раз, когда предстающее перед глазами зрителей обретает контуры жизненной необратимости и неповторимости. И соответственно должно оказывать неизгладимое воздействие на коллективное или индивидуальное сознание.

Перформансы, устраиваемые футбольными фанатами представляют собой шоу, разворачивающиеся на трибунах стадиона во время матча. В составляющие перформанса входят: использование плашек и шариков, различных флагов, баннеров, растяжек, серпантина, звуковой поддержки, пиротехники, фаер-шоу, модульных шоу и т. п. Задача данного представления: поддержать команду, показать уровень различных фан-группировок.

Семантика перфомансов поливекторна. Здесь есть и протест, и элементы фанатской культуры, и, естественно, креатив, без которого ни один перформанс «не зацепит», а значит своеобразное, словесно-наглядное сражение будет проиграно. По словам самих болельщиков, перформанс — это не оружие, а предмет искусства, театральное представление.


КОСТИНА Ольга Викторовна

Страна:  Россия
Город:  Саратов
Место работы: Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина. Кафедра философии
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Духовные основания креативности в русской философии (С. Л. Франк) (На секцию «Культура творчества и творчество культуры»)

Тезисы:

Человек не может творить в утилитарном мире, который исключает его смысловую перспективу. Органичность и полнородность его бытия, вовлеченность в весь материал жизни, а не заточенность под определенные цели и задачи, создают необходимые формы творческого сотрудничества и роста. Особым ресурсом воспроизводства творческих состояний человека в культуре является отечественная традиция, укорененная в материале всеединства.

Обращение к философии Франка в этом смысле показательно и продуктивно. Именно исповедь живого бытия, а не его механических дубликатов является внутренней задачей философа, выражением органического многоединства реальности, совпадающей с внутренними интенциями отечественной культуры.

Прежде всего, следует сказать, что творчество у Франка носит онтологический характер. Это не метафорическое построение, но жизнестроительная ткань, условие существования глубинных уровней бытия. Творчество, влекомое непостижимым началом мира, задает ту перспективу, которая связана с неисчерпаемостью, бесконечностью смыслов божественного мира. Это духовное измерение жизни, которое Франк описывает в терминах откровения, событийности, тайны.

Подлинное творчество опирается на сверхлогическое единство, где цель совпадает с творцом, а конец с началом. Из реальности как актуальной полноты и самотворчества следует телеологическая активность делания, включающая ценности и смыслы движения. Онтологическая основа такому пониманию — взаимопроникновение времен.

Творчество — это не только творение небывшего, но и создание жизнеспособных структур бытия. Речь идет о креативном потенциале традиции, когда новое взаимодействует с испытанными формами жизни. Главным здесь является адекватное воплощение сложности мира. Культура предполагает с необходимостью натяжение внутреннего духовного существования человека.

Любое творчество несет в себе след искусства. Красота, по Франку, момент движения к абсолютному, переживание ее обнаруживает непостижимость жизни, иное измерение бытия. Эстетическое — то не только онтология взгляда из других мест, где чувственное имеет сверхчувственные основания, но и место собирания мира, рождающееся сообщество.

Творчество, литература, искусство — феномены, выражающие синтетизм русской духовной традиции. Творческая деятельность в пространстве религиозно-эстетического созидания действует на повышение уровней существования человека в культуре, вписывая его в целостность мироздания, задавая подлинную символическую перспективу.


ЩЕРБИЧ Людмила Ивановна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Российская академия кадрового обеспечения Агропромышленного комплекса (ФГОУ РАКО АПК)
Должность:  Ведущий научный сотрудник
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Гендерный порядок и гендерная культура: к постановке проблемы (На секцию «Институциональная культурология: организационные формы человеческих отношений и деятельностей как феномен культуры и необходимое условие креативных процессов (социокультурной инноватики)»)

Тезисы:

Гендерный порядок следует рассматривать как определенную систему сложившихся отношений в обществе. Бесспорно, что любой порядок базируется на традициях, нормах, правилах деятельности и поведения субъектов социального взаимодействия. Говоря о гендерном порядке, исследователи гендерной проблематики нередко связывают его с участием женщин в политике. Думаю, что этот подход не совсем верный. Ведь гендерный порядок проявляется во всем, в том числе и в такой сфере, как формирование личности человека. Именно от качеств личности зависит дальнейшая судьба человека, его жизненные перспективы.

Однако традиционный гендерный порядок устроен таким образом, что строго предписывает распределение статусов и ролей в зависимости от пола человека. Гендерные модели, предписывающие женщине роль домохозяйки и хранительницы домашнего очага, ставшие стереотипами и складывающимися в обществе на протяжении довольно длительного времени, по мнению известного французского социолога Жиля Липовецкого, «до наступления Нового времени… вовсе даже не занимали главенствующего места в занятиях женщины… Поддержание порядка на ферме или помощь мужу в его ткацком ремесле были важнее заботы о детях…» Жиль Липовецкий отмечает, что как «идеал для подражания образ хорошей жены, неустанно хлопочущей по дому, возник в XIX веке». Возможно, отчасти это так. Но ведь женщины были отлучены от сферы политики гораздо раньше, да и в приватной сфере у них не было равноправия с мужчиной, являвшимся главой семьи. Поэтому жесткий гендерный порядок — состояние общества, которое имеет довольно глубокие корни.

В современном обществе происходят изменения в гендерном порядке. На это влияют изменения, происходящие в культуре общества, становящейся более демократичной. Рассматривать проблему изменения гендерного порядка следует через гендерный дискурс, представляющий собой способ символической организации мира в бинарных оппозициях мужского–женского. Находясь вне гендерного дискурса, невозможно достичь истинного понимания происходящих в обществе перемен.

Гегемония маскулинности долгое время определяла требования к тому, что следует считать нормой в сфере гендерных отношений, чему способствовали различные факторы. Среди них социально-структурные факторы, которые тесно переплетаются с культурно-символическими. К ним следует отнести в том числе образование, религию, средства массовой информации и пр. Будущие изменения в гендерном порядке общества необходимы, так как от этого зависит развитие самого обществ, его экономическая и политическая стратификация, формирование социально-демографической, социально-профессиональной и национальной структур.

Изменения гендерного порядка обусловлены динамикой гендерной культуры общества, отражающейся на реализации возможностей женщин и мужчин или их ограничениях, доступе к социально значимым ценностям, иерархической зависимости, т. е. сферах нормирования и регулирования социального поведения, половой дифференциации личности.


 < 1 2[3] 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 >  последняя страница