Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

АБДУЛЛАЕВА Рена Габиб

Страна:  Азербайджан
Город:  Баку
Место работы: Институт архитектуры и искусства Национальной Академии Наук Азербайджана. Отдел «Эстетики и информационной культуры»
Должность:  Заведующая отделом
 Ученая степень:  доктор искусствоведения
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Семиотический подход к изучению художественного стиля

Тезисы:

Семиотический подход к исследованию стиля складывался в ходе продолжительных дискуссий. Водораздел между различными позициями по поводу художественного стиля как семиотической системы пролегал по линии разделения практической, логической и эстетической информации, несомой стилем. По мнению У. Эко, всякое эстетическое сообщение осуществляется в результате расшатывания основного кода, то есть путем нарушении нормы, которую как раз и фиксирует любой сложившийся художественный стиль. Стиль как целостность противостоит потерям художественной информации, следовательно, обладает некоторыми антиэнтропийными механизмами и свойствами. Из теории информации известно, что дискретная квантовая структура, лежащая в основе явлений, позволяет преодолевать воздействие помех или шумов. Отсюда всякая известная стилистическая система имеет дискретную квантовую структуру. Это значит, что можно разложить художественный стиль на элементы и указать набор значений этих элементов — «алфавит» или «словарь». Художественный стиль оказывается разбитым на своеобразные кванты. Далее в докладе рассматриваются семиотические особенности пространственной, предметной и плоскостной стилистической формы.

Стиль как целостность противостоит потерям художественной информации, следовательно, обладает некоторыми антиэнтропийными механизмами и свойствами.


ЛАГОДА Оксана Николаевна

Страна:  Укараина
Город:  Черкассы
Место работы: Черкасский государственный технологический университет. Кафедра дизайна
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат искусствоведения
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Вестиментарная мода в дискурсе современной культуры

Тезисы:

Интерес к вестиментарной моде сегодня приобретает все более разнообразные формы в своем культурологическом измерении. Одной из наиболее важных проблем в этой сфере является отсутствие индивидуальности, проблема самоидентификации в глобальном мире. Стереотипы стилей, форм, образов, цвета и т. п. в одежде практически «преследуют» как европейских, так и отечественных дизайнеров и стилистов, одновременно ими же предпринимаются попытки создания «нового» концептуального искусства костюма ХХI в. с учетом современных трансформаций культуры.

Процесс самоидентификации предполагает обращение к историческим и духовным корням, традиционной культуре, литературе и искусству, философии и религии — ко всему, что создает неповторимый облик каждой национальной культуры. Изменения в восприятии и реализации тех или иных универсалий в современной культуре, одежды в частности, по сравнению с традиционной, указывают на курс культурного развития в пользу культурно-национальной идентичности. Либо поглощения ее другой, более сильной культурой, или же попытки создания сбалансированной культуры как синтеза «старого» и «нового», «своего» и «чужого».

В современной вестиментарной моде продолжается интернационализация культурных ценностей разных эпох и народов. Формируя единое информационное пространство, она предполагает не только обращение, «цитирование», изменение, преемственность в культуре одежды, привнося удобные, общепринятые и общепонятные нормы поведения, профессиональные языки и символы, международные бренды, образцы массовой культуры и др., но и влияет на культурные универсалии, превращая их в динамичные категории. Подобная динамичность во многом обуславливается своеобразием создаваемых дизайнерами коннотаций, благодаря которым происходит постоянное «обновление» модных образов, стилистики костюма, форм его рекламы и т. п. И именно в таком контексте в вестиментарной моде актуальность приобретает фундаментальная категория креативности.


БЕРКОВИЧ Наум Арьевич

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Университет сервиса и экономики
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Профессор

Тема доклада:

Креативность этнокоммуникативного пространства

Тезисы:

Предметом рассмотрения в предлагаемой работе являются две темы, каждая из которых автономна и самодостаточна — креативность и этнокоммуникативное пространство. Объединение этих тем в общий единый предмет исследования, обозначаемый как «креативность этнокоммуникативного пространства» отнюдь не произвольно, не случайно, не временно, а продиктовано глубинными тенденциями интеграции социогуманитарного знания и универсального разнообразия в развитии современного мультикультурного социума. Обозначенная тема «креативность этнокоммуникативного пространства», включает в себя три ключевые междисциплинарные понятия: «креативность», «этнос», «коммуникация», безусловно используемые в предметном поле исследования теоретической, исторической и прикладной культурологии. Креативность, как нам представляется, это общенаучное, междисциплинарное понятие, не являющееся синонимом самодостаточности.

Креативность это творчески изобретательная непрерывно возобновляемая, возрождающаяся субстанция культуры, как противоположное её обыденности, пассивной созерцательности и в целом инерционно традиционным формам. Креативность культуры должна быть рассмотрена исключительно в коммуникативном пространстве, в континууме некоего множества традиций и инноваций, что может быть исследовано в сфере этничности. Концепция креативности коммуникативной культуры вообще и её этнической модификации разработана не столько в ценностной и деятельностной, сколько в информационно-семиотической теории культуры. Как нам представляется, креативность есть имманентное условие детерминации, становления, флуктуации и динамики этнокультурного коммуникативного пространства. Это — постулат, не нуждающийся по нашему мнению в развернутой аргументации. Актуализация проблематики «креативность этнокоммуникативного пространства» обусловлена сосуществованием и параллельным развитием двух мировых тенденций — глобализации и локализации, что делает будущее сложно предсказуемым. Демографический взрыв в большинстве развивающихся стран, интернационализация экономики стимулируют процессы миграции, которые ведут к тому, что мононациональных государств остается все меньше и меньше. Традиционные идентичности (этнические, национальные, конфессиональные) начинают расшатываться и вытесняться новыми идентичностями, многие из которых являются результатом развития (в странах «золотого миллиарда» и ряде других) общества потребления. Идентичности в целом оказываются связанными с соответствующими коммуникативными пространствами, в рамках которых циркулируют те или иные значимые для данного сообщества ценности. В связи с этим рассмотрение структуры и содержания этнических коммуникативных пространств, обеспечивающих циркуляцию и трансляцию скрепляющих их ценностей, представляет значительный интерес.


ПОЛЯКОВА Ирина Алексеевна

Страна:  Россия
Город:  Калининград
Место работы: 
Должность:  Другие должности
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Право на биографию: культурный статус и историко-культурный контекст (На секцию «Память и забвение в культуре: потенциал креативности»)

Тезисы:

Жизнь человека не заканчивается его физической смертью, если потомки получили возможность познакомиться с результатами его творчества или прочитать его биографию. Биография как система культурных кодов, в которой объединяются мир человеческой жизни и мир культуры (Ю. М. Лотман), предполагает уяснение ряда вопросов, значимых, прежде всего, для ее философско-культурологического осмысления. Как человеческое имя становится достоянием культурной памяти? Каковы критерии, которым должен соответствовать герой биографии? Какие из способов биографической реконструкции являются сегодня наиболее плодотворными?

Известны случаи, когда «без биографии» остаются люди, незаурядность которых для современников была очевидной и осмысление жизни которых не просто заслуживает быть, но и способно подтолкнуть к решению целого ряда вопросов, выходящих за пределы отдельно взятой жизни. Об этом свидетельствуют открытия последних десятилетий в области истории русской философии и культуры, возвращение имен и появление новых биографий. Если подобное «осмысление» запоздало во времени, мы сталкиваемся с проблемой биографической реконструкции через соотнесение наличного с утраченным, причем последнее часто превалирует.

В докладе рассматривается жанр «философской биографии» как авторское (с четко выраженной философской позицией), концептуально оформленное и обоснованное понимание другой жизни. В ходе биографической реконструкции данного типа проявляется не только индивидуальность героя биографии, но и индивидуальность ее автора. В результате мы получаем совершенно новый образ давно и хорошо известного нам поэта, философа, ученого. Преодоление строгих рамок научной реконструкции в данном случае оправдано последовательным проведением философской позиции автора биографии, определяющей конструирование новых смыслов.

Биографические версии творчества Платона у В. С. Соловьева и В. Ф. Эрна, философская интерпретация жизни Гете у Х. Ортеги-и-Гассета — свидетельства той особой формы «жизни» персонажа, которая составляет основу неисчерпаемости его образа и многообразия форм интерпретации его творчества.


КЛЮЕВА Ирина Васильевна

Страна:  Россия
Город:  Саранск
Место работы: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. Кафедра культурологии
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Художник как центрообраз творчества степана эрьзи (к проблеме иконографии раннего модернизма)

Тезисы:

Изображения деятелей мировой культуры — художников и мыслителей, — занимают значительное место в многочисленной галерее образов, созданных скульптором Степаном Эрьзей (1876–1959). Основной пафос творчества мастера — напряженная жажда идеала, страстная вера в совершенство человека, в его красоту и силу, утверждение неограниченных возможностей человеческого духа. Человек-Художник — один из центрообразов художественной антропологии Эрьзи. Конкретные персонажи созданных им портретов (подчеркнем, что речь идет в данном случае только о мужских его персонажах) — главным образом, выдающиеся люди своего времени и «вечные спутники» человечества — философы, писатели, живописцы, скульпторы, музыканты — составившие основную «иконографическую обойму», специфический пантеон богов западноевропейского и русского изобразительного искусства периода раннего модернизма (первая треть XX в.). Идеология портретного жанра в творчестве Эрьзи противостоит ортодоксально реалистическому направлению изобразительного искусства (психологический или типологический портрет). Его изображения конкретных людей представляют собой варианты «онтологического», «концептуального» портрета, характерного для неклассических направлений искусства ХХ в. Скульптор изображает не столько личность, сколько идею, создавая не только изображение конкретного деятеля искусства, но вместе с тем собирательный, идеальный, целостный образ Художника.

Для Эрьзи, как и для многих других художников эпохи модерна, характерно акцентирование в портрете именно тех черт модели, которые отвечают его собственному мироощущению, представляются ему идеалом. В созданных им портретах преобладает возвышенная интонация: Художник — не ремесленник, а деятель духовной сферы жизни.

Для скульптора характерна концепция Художника как «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». В его творчестве утверждается символистская концепция гения — уникальной личности — обреченной на патетическую схватку с неотвратимой судьбой (или неразумной толпой). При этом судьба парадоксально и кощунственно покушается даже на самое ценное, что у него есть — его творческую силу; недостойная толпа вершит неправедный суд. В связи с этим обращает на себя выбор персонажей: почти полностью ослепший живописец и скульптор («Микеланджело»), оглохший музыкант («Бетховен»), косноязычный пророк («Моисей»), преданный анафеме моралист («Толстой»).


КРЮЧКОВА Екатерина Владимировна

Страна:  Россия
Город:  Астрахань
Место работы: Астраханский государственный университет
Должность:  Аспирант

Тема доклада:

Культурный ландшафт США как территория формирования движения Нью Эйдж (На секцию «На пути к культурной географии. Религиозные горизонты современной культуры»)

Тезисы:

Современное культурное, историческое и социальное формирование сопровождается техническим прогрессом и активным развитием информационных технологий и характеризуется появлением нового типа общества. В данном обществе происходит целый ряд изменений: трансформируется прежняя система ценностей, как в культурной жизни (под влиянием постмодернизма), так и в сознании людей (под влиянием новых философских, религиозных, мистических воззрений, трансформации этических норм и проч.); возникают новые виды искусства, новые культурные течения, прежние достижения модифицируются под воздействием современных взглядов и трактуются в ином понимании; формируется новое глобальное информационное пространство, влияющее на все сферы жизни. Названные изменения обнаруживаются в повседневной деятельности людей различных стран мира, особенно рельефно обозначаясь в государствах, пространных по географическому ареалу, представленных активной урбанизацией, с развитой инфраструктурой промышленности и трансформацией культурно-досуговой жизни.

При все нарастающих процессах глобализации, технизации и компьютеризации, возникает повышенный интерес к народной культуре, обращение к приемам и образам мистики, оккультизма, эзотерики, поискам смысла жизни.

Таким образом, духовные поиски приводят современного человека к тем социокультурным движениям, учениям, которые инкорпорируют, адаптируют авангардные технологии в традиционные формы мировосприятия. К числу последних, на наш взгляд, относится актуальная в современном обществе философия Нью Эйдж, представляющая как новый этап развития и характеризующаяся формированием обновленного сознания у населения, особенно в социокультурном и религиозном плане. Термин «Нью Эйдж» или «движение Нью Эйдж» (англ. New Age, перевод с англ. Новая Эра или Новый Век) достаточно широко распространен как в СМИ, так и в гуманитарной области научной мысли. Время появления движения Нью Эйдж на территории США, как считают исследователи, относится примерно ко второй половине XX века.

В данной работе мы рассматриваем основные предпосылки возникновения движения Нью Эйдж, одного из наиболее ярких культурно-философских направлений в Америке. Культурно-географический аспект в данном случае представляется для нас важным, т. к. США являются не только страной, в которой произошло возникновения нового направления, но и страной, которая стала отправной точкой для распространения Нью Эйдж на других территориях. Для более точного определения основных характеристик формирования Нью Эйдж на территории Америки, мы обращаемся к предпосылкам его возникновения в американском обществе в XIX веке.


ЕРШОВА-БАБЕНКО Ирина Викторовна

Страна:  Украина
Город:  Одесса
Место работы: Одесский государственный медицинский университет. Кафедра философии и психологии
Должность:  Заведующая кафедрой
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Профессор

Тема доклада:

Постнеклассические следствия для культурологии как науки, ее теоретических, методологических и предметных установок в русле психосинергетики и альфалогии

Тезисы:

Культурология рассмотрена сквозь призму концептуальной модели психосинергетических стратегий человеческой деятельности (ЧД), «целое в целом» (ЦвЦ), в том числе и «нелинейная среда в нелинейной среде» (НСвНС), концепции пространственно-временного (ПВ) и ценностного осевого центрирования, единства ПВ фрактальности психики/личности, мозга, организма/тела и культуры на разных уровнях (в том числе гиперсистемы в целом), в разных фазах и измерениях/мерностях, представляющих круг идей постнеклассики.

К 2009 году определилось место психосинергетики в постнекласике, понятие «психимерные среды» (ПС) в сочетании с концептуальной моделью «ЦвЦ», что вывело уровень анализа за пределы дихотомии «часть–целое» и перевело акцент на уровень «ЦвЦ». Нелинейный характер процессов и отношений в такой модели приводит к пониманию качественно иных результатов в поведении и состоянии культуры, включенной в отношения с этими средами и являющейся такой средой по определению. Рассмотрены сложность открытость нелинейность самоорганизация культуры — продукта ЧД и источника ее изменения/ удержания, что стало возможным в результате определившихся психосинергетических следствий постнеклассики, выражающих как общенаучный уровень философии и методологии науки, так и конкретнонаучный.

Такая постановка вопроса связана и с вопросом о постнеклассической картине мира как одном «из способов формирования мировоззрения» и как способе «интерпретации научных идей». В этом смысле картина мира в постнеклассике «становится связующим звеном между мировоззрением и научной теорией» (Василькова, 1999). Психосинергетическое понятийной поле непосредственно включает такую группу понятий постнеклассики, как «целостность» и «целое» через концептуальную модель «ЦвЦ» и ряд других позиций. Уровень анализа НЦвНЦ приближает нас к новой поснеклассической логике в отношении рассмотрения культуры и культурологии. Изложена концепция осевого центрирования человека как НС. Показана специфичность осевого центрирования времени и пространства культур и личностей, возможность их несовпадения. Введено «осевое ПВ центрирование культуры по осям ценностей культур». Креативность рассмотрена как психомерная неустойчивость, а неравновесное состояние ПС определяется в психосинергетике рядом факторов/условий. Изложено макромоделирование стратегии поведения ПС, цель которого — быть адекватным потенциальности ПС, выражаемой и регистрируемой/предполагаемой нами стратегией ее поведения в окрестности области ее качественного изменения. Изложена идея и технология замены стратегии корректирования кризисного состояния на стратегию создания новой параллельной «программы 3» (П3), что дает ресурсосберегающий эффект. Получены положительные опытные данные. Рассмотрение крайней неравновесности стратегии поведения человекомерных и культуромерных сред, ПС, ЧД требует выхода за пределы синергетики Г. Хакена. В наших работах таким шагом явилась альфалогия (1998).


СИЗИНЦЕВА Лариса Ивановна

Страна:  Россия
Город:  Кострома
Место работы: Костромской технологический университет
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат культурологии

Тема доклада:

Гуманитарные экскурсии нач. ХХ века. От памяти к истории, от истории к памяти (Секция «Память и забвение в культуре: потенциал креативности»)

Тезисы:

В начале ХХ в. небывалый размах получили образовательные экскурсии. Только словом этим обозначалось не привычное для нас явление, не«кратковременный тематический маршрут с целью посещения достопримечательностей, иных объектов туристского интереса", который«имеет свои характерные признаки: тематику, упорядоченный маршрут, протяженность во времени, наличие экскурсовода или гида, заранее составленный текст экскурсии, процесс собственного показа, разумеется, подразумевается наличие самих участвующих — стало быть, экскурсантов" (М. Б. Биржаков). В конце XIX в. экскурсиями могли назвать и загородные вылазки, и речные прогулки, и «грандиозное путешествие" в Европу, и плаванье на паруснике по Финскому заливу, и подъем в горы, организованный горным клубом. Экскурсия могла и не сопровождаться представлением информации. Как участники экскурсионного движения, так и составители министерских циркуляров объясняли их необходимость желанием«оживить" учебный материал. Правительство поощряло школы к проведению экскурсий, устанавливало льготные тарифы для их участников. Протестами против школьной схоластики наполнены произведения русской литературы, о них многократно говорилось на страницах журналов. Гуманитарные экскурсии, или, как потом говорили,«экскурсии в культуру", позволяют рассматривать их как коммеморативные практики, во многом определявшиеся изначальным ощущением участниками себя в потоке времени. Младшие школьники, наделенные «памятью целостной, диктаторской и не осознающей самое себя», превращали «прошлое предков в неразличимое время героев» (П. Нора), испытывая священный трепет от соприкосновения с мифом. Учащиеся средних учебных заведений, в большей мере подготовленные учителями, овладевшие языком науки, воспринимали экскурсии как того и хотели преподаватели, — как живое учебное занятие, помогавшее лучше усвоить пройденный материал. Для студентов экскурсии становились творческим актом, далеко не всегда приводившим к созданию монографий.

В целом небывалый размах экскурсионного движения начала ХХ в. был вызван уже тогда надвигавшимся кризисом истории, не желавшей становиться памятью.


БУРУКИНА Ольга Алексеевна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Государственный университет — Высшая школа экономики
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат филологических наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Этнокультурные стереотипы как локальные универсалии культуры

Тезисы:

Понятие стереотипа, а позднее и понятие социального стереотипа, введенное в научный обиход У. Липманом в 1922 г. для обозначения форм общения, организованных по упрощенным схемам, и оснований стандартных оценок, выносимых социальными субъектами представителям различных групп, представители разных научных дисциплин традиционно связывают с конкретными социальными общностями и изучают на локальном уровне, выявляя специфические для изучаемой социальной группы основания для возникновения тех или иных стереотипов, а также специфику функционирования и трансляции стереотипов членами данной группы.

Однако, как убедительно доказали антропологи (К. Леви-Стросс и др.), стереотипы присущи культурам всех этносов, и современные процессы глобализации не только не элиминируют феномен создания стереотипов как одну из функций этнических культур, но, напротив, усугубляют соответствующие процессы в менталитетах различных этносов.

Мы полагаем возможным выдвинуть гипотезу, что понятие «этнокультурный стереотип», кристаллизующееся в интеллектуально-психической деятельности предшествующих поколений, тщательно сохраняемое и передаваемое представителям последующих поколений, в современной философии культуры обретает статус социокультурной антропологической и культурфилософской универсалии, используемой для обозначения наиболее устойчивых элементов культуры этноса.

Феномен создания стереотипов мы рассматриваем, с одной стороны, как проявление креативности человеческого мышления, а, с другой, — как социально обусловленный механизм сдерживания индивидуального творческого потенциала с целью экономии ментальных усилий и сохранения и трансляции этнокультурно значимых квантов знаний.

Механизм стереотипизации имеет комплексный интегративный характер и основывается на процессах упрощения, утрирования, обобщения, интегральном представлении о «естественном» характере культурных явлений, непоколебимой вере индивидов в стабильность стереотипов и др.

Феномен создания стереотипов представляет собой своеобразный парадокс, поскольку, с одной стороны, в процессе создания стереотипов восприятия и выражения проявляется креативность — творческий потенциал — этноса, с другой стороны, — творчество подразумевает отказ от стереотипов восприятия и выражения.

В связи с этим интересной нам представляется возможность абстрагироваться от специфических характеристик этнокультурных стереотипов и выявить общие основания создания стереотипов разных видов, которые послужат обоснованием гипотезы об универсальности феномена создания стереотипов. Эта возможность обусловлена наличием между менталитетом этноса и его культурой неразрывной взаимообусловленной связи, благодаря которой стереотипы мышления, поведения и др. достигают высокой степени абстракции в сознании индивидов и в большинстве случаев присваиваются ими безоговорочно.

Мы полагаем, что этнокультурные стереотипы могут быть признаны локальными универсалиями культуры и изучаться на более высоком «межкультурном» и «глобальном» уровнях обобщения.


ГЛАДЫШЕВА Стелла Геннадьевна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Московский Институт Радиотехники, Электроники и Автоматики (ТУ)
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Универсальный теизм как исток утопических проектов эпохи Ренессанса

Тезисы:

Утопическое мышление эпохи Ренессанса имеет христианские корни, такие как идея преображения до формы Бога, и соответствующего состояния наивысшего блаженства; а также связанная с предыдущей идея совершенной общности людей — невидимого града, хранящего мир от распада. Но тем не менее, основа ренессансного утопического мышления — принципиально иная. В. Дильтей обозначил ее как религиозно-универсальный теизм. Главное отличие состоит в том, что, если христианство, признавая значение собственных человеческих усилий в деле преображения, главную роль отводит церкви, то для универсального теизма значение имеет только автономный индивид, получающий знание божественной реальности исключительно из собственного внутреннего опыта. Это предполагает иную, чем христианская, онтологию, антропологию и концепцию общественного устройства преображенной части человечества. Такой основой стал неоплатонизм, представителями которого в эпоху Ренессанса являются Николай Кузанский, представители флорентийской платоновской академии Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола, а также «оксфордские реформаторы Джон Колет, Эразм Роттердамский и создатель знаменитой «Утопии» Томас Мор.

Онтология и антропология универсального теизма могут рассматриваться как прелюдия к теме идеального общественного строя, которой посвящены многочисленные ренессансные утопии. Практически все их авторы полагают совершенное мироустройство результатом человеческих усилий. Они отмечают необходимую связь между достижением человеком богоподобия и созданием идеального общества. Преображенный человек требует воплощения законов своей божественной природы в окружающей действительности. И только он способен устранить социальные несовершенства, изменить законы, установленные падшими людьми, не трудившимися над возделыванием собственной природы. Разум и здесь оказывается единственной опорой, ведь в собственном уме человек усматривает изначальный божественный промысел о человечестве.

В статье делается вывод о том, что утопические представления о наилучшем обществе, а также более общие взгляды ренессансных гуманистов возможно рассматривать сквозь призму универсального теизма. В этом случае они предстают в русле проекта обновления христианства, возникшего в период кризиса средневекового католицизма, который на самом деле обозначил вектор дехристианизации новоевропейского сознания.


 < 1 2 3 4[5] 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 >  последняя страница