Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

ПАНОВ Сергей Владимирович

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Российский институт культурологии (Москва)
Должность:  Докторант
 Ученая степень:  кандидат философских наук

Тема доклада:

Кризис прагматизма, пределы семиотики и сценография художественной культуры

Тезисы:

Объективация человека и мира, представленная в речевом акте, снимает любую возможность несогласия другого с нашим желанием и ожиданием желаемого ответа, отчуждая во внеположную силу энергию консенсуса, который заранее удовлетворяет нашу потребность в согласии, что снимает раз и навсегда все другие потребности. Консенсуальный императив прагматической эпохи — предположение предвосхищаемого согласия в каждом акте восприятия, познания, поступка и взаимодействия, который лежит в основе и метапсихологической метафизики прагматики, и прагматического проекта семиотики. «Знаковое мышление» как сознание, обладающее безусловным критерием собственной истинности, характеризуется как логическим самоконтролем пропозиционального производства, так и абсолютным этическим самоконтролем в сфере самоэкспериментирования человека, который осуществляется в сообществе собеседников, взаимно признающих ценность собственных моральных и политических суждений исходя из самого факта их признания. Так прагматическая семиотика достигает абсолютного знания, объемля объективную логику знаковой природы и субъективную логику понимания.

Основой философской семиотики оказывается «семиотический софизм»: необходимо одновременно и создать реальность как знаковую природу и отрицать возможность этой необходимости, чтобы произвести любой пропозициональный акт означивания и коммуникации. В основе русской художественной культуры лежит романтический шаманизм, который позволяет романтическому гению в акте вдохновения непосредственно получить от равнодушной природы правила творения неподражаемого шедевра. Динамика постромантического воображения абстрагирует сам художественный опыт от суждения об объективных условиях смыслопорождения, от понимания сущностных содержаний изображенного концепта. Коммуникативное движение в художественном порождении пространства-времени мира, которое обуславливает трансцендентальную возможность непосредственного согласия субъектов вкуса, позволяет эстетической мысли выродиться в перцептивный, мыслительный и динамический аутизм, отчуждая смысл согласия в опыт визуализированного единства сочувствующих вне необходимости признать этот смысл как суждение в тотальном отвлечении от смысла художественного произведения, от понимания изображенного концепта. Десимволизация, фигуративная фиксация на визуальном и моторном опыте, который представляет это изображение, характеризует эту современную инверсию направления импульсов художественным шаманизмом, позволяя воспринимать себя как объект собственного потребления, заранее удовлетворяющий любую потребность субъекта вкуса в восприятии, смысле и действии.

Современная художественная культура, наследуя все достижения романтизма и постромантизма, нацелена на преодоление метапсихологического горизонта, который определял трансцендентальный метод классической эстетики в сообразности предмета необходимого удовольствия чувству каждого, в интеллектуальной «революции эстетического суждения».


ЛОСЕВА Ольга Анатольевна

Страна:  Россия
Город:  Саратов
Место работы: Саратовский государственный технический университет. Кафедра культурологии
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Креативность социокультурных факторов исторического исследования

Тезисы:

Взаимоотношение исторической науки и культуры можно рассмотреть со следующих позиций. Культура признана удовлетворять потребности человека и общества в двух измерениях — пространственном и временном: первое — выражает необходимость обеспечивать социальную жизнь в каждый данный момент истории, удовлетворяя материальные и духовные потребности людей; второе — выражает необходимость хранения накапливаемого человеком опыта, его передачи от поколения к поколению и от общества к личности, а также его безостановочного развития — совершенствование человеческих умений, углубления знаний, продуцирования все новых и новых ценностей.

Являясь формой отношения человека к окружающей его действительности, историческое познание имеет и специфически философское содержание, определяющееся спецификой субъектно-объектных отношений в истории. Историческое научное познание на каждом этапе его развития имеет двоякую детерминацию ценностно-оценочными факторами. С одной стороны, оно детерминировано особенностями культуры, в контексте которой осваивает свои объекты на определенном этапе ее исторического развития. С другой стороны, историческое научное знание формируется в контексте определенного образа познавательной деятельности, складывающегося в культуре под влиянием практики и обслуживающих ее типов духовного производства. Каждый из этих видов детерминации характеризуется своими собственными ценностями. Первые составляют мировоззренческие и прагматические ценности, свойственные ненаучным видам культуры — морали, эстетике, политике, экономике; вторые — ценностные и оценочные аспекты деятельности ученых-историков, связанные с ценностными ориентациями, процедурными правилами, критериями рациональности исторического познания, также соответствие деятельности ученых установленным общенаучным нормативам.

Исследование исторической науки в аксиологическом аспекте со стороны ее внешних ценностно-оценочных детерминант предполагает ее широкое понимание как одной из форм рационально-культурного освоения реальности. Главными инструментами такого исследования являются категории ценностно-оценочного анализа культуры: ценность, ценностное отношение, ценностная ориентация, идеал, норма, оценка, с помощью которых возможно, на наш взгляд, установить механизм социокультурной детерминации, а также полезность исторического познания в плане человеческой практики (уровень утилитарных ценностей) и значимость исторической науки как социального факта, имеющего аксиологические ориентиры в духовной жизни людей, а иными словами, социокультурную ценность истории как науки. Как внешние детерминирующие факторы ее развития могут быть рассмотрены взаимоотношения историко-социального познания с различными элементами культуры, оказывающими влияние на его возникновение и становление. В качестве таковых нами избраны художественное сознание, идеология, обыденное сознание и социально-познавательный опыт.


БАРАНЦЕВ Рэм Георгиевич

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Санкт-Петербургский государственный университет
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор физико-математических наук
Ученое звание: Профессор

Тема доклада:

Активность как атрибут бытия

Тезисы:

Движущий фактор эволюции — активность материи, так что бытие всегда находится в процессе становления. Через активность проявляется внутренняя способность материи к саморазвитию. Качественные изменения происходят в состояниях неустойчивости, но механизм, лежащий в основе самоорганизации, остаётся пока загадкой Природы. Синергетика научилась определять спектр возможностей, но выбор аттрактора оставляет во власти хаоса. Однако за макрохаосом может скрываться порядок других масштабных уровней. В асимптотической математике хорошо известно, что переход от одной внешней асимптотики к другой происходит через микроучасток простой внутренней асимптотики. Концепция господства хаоса в окрестности точки бифуркации игнорирует этот участок. Но если общие закономерности самоорганизации существуют, то их надо искать в этих внутренних асимптотиках, учитывая достижения математической теории катастроф и обращая особое внимание на многообразия чувствительности в структуре особенностей. Конечно, асимптотики зависят от моделей, многообразие которых в социологии не меньше, чем в физике, однако и моделирование, пройдя дарвиновский период отбора, должно докопаться до номогенетического архетипа в своей области.

Современная физика различает два самостоятельных вида материи: вещество, обладающее массой, и поле, обладающее энергией. Тринитарная методология, преодолевая бинарную альтернативность, рассматривает силу, обладающую активностью, как третий вид материи. В этой целостной структуре понятие активной силы приобретает фундаментальный статус, о котором философы догадывались и раньше. Удивительно, что столь расхожее понятие физики так и не было удостоено чести стать философской категорией, хотя многие крупные философы упоминали силу с не меньшим уважением, чем движение и материю. На решающем этапе видимо недоставало метафизической смелости.

Инновационный потенциал синергетики заведомо богат. И он приближается к актуализации на основе понимания фундаментальной активности материи. Порождая новое, активная сила становится креативной. В семантической формуле системной триады «рацио-эмоцио-интуицио» обновляющая динамика жизни мыслится в аспекте «эмоцио», т. е. там, где ведущую роль играет культура.


СЕРОВ Николай Викторович

Страна:  Россия
Город:  Санкт-Петербург
Место работы: Санкт-Петербургский институт психологии и социальной работы
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  доктор культурологии
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Семантический образ ценностных и/или универсальных методик культурологии

Тезисы:

Для культурологического изучения креативности существует немалое число методик, среди которых в последнее время все большее число исследователей обращается к системе «ценностного инвентаря» Шалома Шварца.

В этой системе «ценности» сопоставлены с понятийными и/или образными критериями, по которым человек строит свое отношение к миру, включая отношение к самому себе. Теория ценностей Ш. Шварца сопоставлена с «атомарной» моделью интеллекта (АМИ), которая была основана на тысячелетней воспроизводимости цветовых канонов. Сравнение полученных данных позволило сделать вывод о работоспособности АМИ, которая сущностно включила все типы аксиологических измерений культуры Ш. Шварца, В. Билского и других исследователей.

Дальнейшее развитие принципов хроматической методологии основано на актуальности использования информационных моделей реального интеллекта в реальной внешней среде. На базе документальных данных в хроматизме установлено, что АМИ не только по форме, но и по существу является гендерно оппонентной, что в настоящей статье продемонстрировано на конкретных примерах при рассмотрении таких тем как «Ценности мужчины и женщины», «Гендер и креатив», «Локус контроля и контраст планов АМИ», «Конфессиональная креативность», «Цвет как модель ценности».

Так, при обращении к билатеральности мышления, отмечено, что левое и правое направление цветов в цветовом круге объясняется преимущественным расположением цветообозначений стимульных (опредмеченных и/или вербализованных) цветов в левом полушарии головного мозга и перцептивных (распредмеченных) в правом. Поэтому оказалось возможным сопоставить левое и/или правое направление в цветовом круге с построением ценностей Ш. Шварца и коллег, которые изучали аксиолого-перцептивное пространство человека и построили «аксиологический круг» в соответствии с левым направлением так, что большинство секторов «ценностей» оказалось весьма близким к цветовой семантике цветового круга, моделирующего АМИ.

Сопоставление ценностей по Шварцу с функциями и хром-планами АМИ, полученными по базе данных канонов и маркеров мировой культуры, является следствием общей человеческой природы и адаптивных функций, которые ценности выполняют в поддержании биосоциокультурного существования. Отмечена актуальность дальнейшей верификации АМИ как образ-концепта ценностно-универсальных методик культурологии с учетом гендера (психологического пола) и граничных (N или E) условий существования различных культур. Показано, что предметом культурологии являются и весьма абстрактные понятия и/или конкретные образы культуры.


первая страница  < 70 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 81 82 83 84[85]