Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

ЛЕБЕДЕВ Владимир Юрьевич

Страна:  Россия
Город:  Тверь
Место работы: Государственная академия славянской культуры, Филиал в г. Твери
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  доктор философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Семантические аспекты институционализации религиозной культуры в современной России (На секцию «Социальные институты как феномен культуры»)

Тезисы:

Рассматриваются основные семантические особенности конфессиональной институционализации, происходящей в пределах христианских конфессиональных групп в современной России. Автор исходит из предпосылки, что институционализация предполагает порождение определенного дискурса со своими семантическими характеристиками, который характеризует ту или иную культурную группу. Выявление и оценка основных семантических изменений позволяет делать выводы социокультурологического характера. Анализ дискурса религиозных групп современной России особенно актуален в ситуации расцвета информационной культуры. Конфессионалдьная институционализация неизбежно подразумевает дифференциацию сообщества с выделение центра и периферии, равно как и промежуточных зон. Сформировавшиеся институты определяют отношение к господствующей культуре. Чаще всего в таком случае позиция является или активной поддержкой, либо лояльным сотрудничеством. Менее выгодная позиция — оппозиция с тенденциями оформления в субкультуру. Нахождение в промежуточных зонах является неустойчивым и невыгодным с точки зрения социальной устойчивости. Маргинальные религиозные группы группы тяготеют к двуим основным типам: консервирующие и новационные. Архаизация частот носит наивные формы, может быть обусловлена тем, что матричным текстом выступает Синодальный перевод Библии (о существовании иных могут не знать авообще), который становится образцовым, «словарным» для всех сфер жизни. Нередко характеристикой является ориентация на разговорную речь и спонтанное общение с публикой. Сюда же относятся особенности, связанные с особенностями богословской традиции. Для маргинальных групп характерны парарелигиозное и фольклорное творчество с ориентацией на традиции духовного стиха с использованием жанровых средств городского романса, эстрадной песни, часто с чертами пародийности.

В условиях повышения коммуникативной значимости ряда элементов дискурса они могут использоваться маргинальными группами для мимикрии, стирания отличий от вполне институционализированных сообществ, поскольку это может дать эффект повышения культурной престижности. Пестрота дискурса характерна для культуррелигиозности и нового религиозного синкретизма. Ярким показателем постсекулярного характера процессов конфессиональной институционализации является интерпретация и использование самого слова «церковь».