Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

БАЖАНОВА Римма Кашифовна

Страна:  Россия
Город:  Казань
Место работы: Казанский государственный Университет культуры и искусств. Кафедра философии культурологии и социологии
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Культура и внутренние оппозиции артистизма (На секцию «Театральный квартал. Культурология креативности»)

Тезисы:

Культуру можно исследовать как поле рафинированной эстетической игры. Она становится возможной благодаря тому, что «субстанция культуры» любит превращения в нечто иное, активно и настойчиво проявляет себя в других формах. Превращения, протекающие по устойчивым схемам, образуют модусы. Основным для артистизма является модус количественно-качественных соотношений. Он задаёт вариативность сочетаний или смену тактики экономии и расточительности. Так образуются особые формы артистизма. Выделим, прежде всего, элегантность как особое свойство, основанное на принципе золотой середины,изысканности, изяществе. Изысканность предполагает тщательность отбора компонентов. Она проявляется и в стремлении к минимализму, экономии выразительных средств. Компоненты в модусе элегантности всегда ограничены количественно. Но это обстоятельство еще не означает вступления в действие артистической игры. В артистическом расположении разворачивается игра, когда минимализм превращается в маску для сокрытия противоположного качества и почти одновременно его неожиданного обнаружения. Элегантность приобретёт артистичный вид, когда индивид прибегнет к тактике дезорганизации порядка и устойчивости. И таким действием является эксцентрика. Она представляет сложное качество, соединяющее в себе нестандартность и нарушение логики. Эксцентричность позволяет проявить свободную волю, выйти за пределы необходимости, заданной культурной традицией. Эксцентрика характерна для тех культур, которые уложены в прокрустово ложе социальных норм и порядков. Здесь они обязательны для всех, но одновременно допускается возможность утвердить индивидуальное достоинство личности. Содержательность эксцентрики обусловлена её включёнием в динамику общества. В перекрестии координат есть точка бифуркации, порождающая нонсенс, которая сама является амбивалентной. Она представляет объективное завершение старого, прежнего состояния культуры, что вовсе не совпадает с субъективными намерениями индивида, социальной группы. Вместе с тем, эта точка открывает для творческой, волевой личности новые перспективы. Экстравагантность неразрывно связана с понятием шика. Артистизм применительно к шику предполагает иронию, лёгкую небрежность, дистанцию по отношению к чрезмерности, богатству. Но эта отстранённость в артистизме непременно связана с трогательным уважением отпечатков времени и традиций, запечатлевшихся в дорогостоящем артефакте. Ряд культурных эпох очень хорошо демонстрирует необходимость впечатляющего, значительного «задела» в виде престижных материальных ценностей, созданных цивилизацией-предшественницей, а также восприятием известной артмодели. Благодаря этому, соперничающая цивилизация на основе подражания развивает свои яркие образцы экстравагантности. Таким образом, модус количественно-качественных соотношений представляет сложную интригу, в которой участвуют разнообразными превращениями временные, пространственные, количественные, качественные, идеальные и реальные компоненты культуры.