Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

МАМЫЧЕВА Диана Ивановна

Страна:  Россия
Город:  Таганрог
Место работы: Таганрогский государственный педагогический институт
Должность:  Ассистент
 Ученая степень:  кандидат культурологии

Тема доклада:

Взрослое обаяние детства: к вопросу о новой субъективности (На Круглый стол «Антропология творческой субъективности и креативности: их культурные метаморфозы и история философской тематизации»)

Тезисы:

Признание детства как самобытной субкультуры и опыта мировосприятия, имеющих свою логику и динамику развития, акцентировало идею равноправия альтернатив мировоззрения ребенка и взрослого, следующим шагом которой стало восприятие детства как Другого, онтологически необходимого взрослому. Со временем, проблема множественности альтернативных и не сводимых друг к другу опытов взрослого и ребенка приобретает вид тайны Другого и конституирующей роли детства для самосознания взрослого. Инициированная психоанализом идея «внутреннего ребенка» во взрослом субъекте послужила основанием возможности сосуществования «детскости» и «взрослости» не только в межличностном, но и в индивидуальном аспекте, способствуя существенному расширению внутреннего пространства взрослого.

На сегодняшний день, ряд тенденций в мире взрослых, таких как вариативность стилей жизни, утрата личностного смысла деятельности, необходимость постоянного повышения профессионализации, приоритет креативности над функционированием, вызывают предположение в появлении «новой взрослой событийности», «нового способа жизни». На настоящий момент, эта «новая событийность» представлена кризисом взрослости как зрелости и ответственности, развенчанием образа «сложившегося» индивида. Критерии зрелости, сформированные опытом предшествующих поколений (семейное положение, линейная карьера, целенаправленное накопление капитала, т. е. свершенность основных выборов на раннем этапе), не встречают прямых аналогов в опыте настоящем. Отсюда закономерным становится образование «новой взрослости», существенное место в складывании которой занимает опыт детства.

Современная массовая культура манифестирует детский опыт через избирательные атрибуты удовольствия, неопределенности, игры, метаморфоз, необязательности, способствуя его психологической «притягательности» как особого состояния радости, игры, непринужденности для уже взрослой личности. Актуализация и востребованость динамичного, вариативного содержания детства как недостающего взрослому, свидетельство игрового приоритета в качестве наиболее адекватного и психологически комфортного пути актуализации субъекта в современной культуре. Данная ситуация примечательна своей неоднозначностью, с одной стороны, способствуя складыванию «новой взрослости» сознательно сохраняющей в себе ряд детских черт, позволяющих пересекать социальные границы с легкостью, на которую не способен «ни традиционный ребенок», ни «традиционный взрослый». С другой стороны, оправдывает инфантильность взрослого, который своей запоздалой детскостью оказывается причастен к этому вневременному состоянию. Также можно предположить, что игра в детство выражает бессознательное стремление современного человека остановить время, повернуть его вспять, чтобы отменить старость, забыть о собственной смертности, остановить череду смены поколений, приняв на себя два лика «взрослого» и «ребенка».