Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

ОХОТНИКОВА Елена Васильевна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Московский педагогический государственный университет, факультет славянских и западноевропейских языковб кафедра западноевропейских языков и методики их преподавания
Должность:  старший преподаватель

Тема доклада:

Стиль модерн в итальянской и русской культуре: национальный сценарий культурной рецепции

Тезисы:

Очевидно, что эпоха стиля модерн, нашедшая свое отражение во всех европейских странах и практически во всех Формах культуры, в начале XXI века требует нового осмысления и интерпретации. В настоящем докладе мы предлагаем подойти к стилю модерн не с позиции анализа его как явления в истории искусства, а прежде всего как к явлению культуры. Такой подход расширяет возможности понимания этой эпохи и позволяет анализировать ее не сосредотачиваясь только на «художественном качестве» оставленного ею наследия. При таком подходе становится возможным проанализировать явление культурной рецепции в целом. Важной особенностью ее является тот факт, что культурная рецепция это процесс, запущенный в обе стороны — вперед и назад, и в прошлое, и в будущее. Говорить о некоей универсальной схеме «работы» рецепции в культуре, возможно, было бы не совсем верным, но можно выделить ряд фаз, которые проходит рецепция, и затем рассмотреть их на примере культуры модерн в ее отражении в русской и итальянской культурах XX и XXI веков.


Прежде всего фазы культурной рецепции можно разделить на активные и пассивные. В некоторых случаях появляются кратковременные активно-пассивные фазы, которые возникают в переходные культурные эпохи. В процессе анализа культурной рецепции как явления нами выделяются следующие фазы: трансформация, диалог, отрицание, забвение, символизация, ностальгия, фаза изучения и символизирующей трансформации. Из них к активным (то есть тем, в которых происходит активное видоизменение культурного и художественного поля под воздействием отражения) можно отнести трансформацию, диалог, отрицание, изучение. К пассивным (то есть к тем, во время которых рецепция проходит как бы латентно, не проявляя активно формы воспринимаемой культуры, но «помня» о них) — забвение и ностальгию. К пассивно-активным формам, характерным для переходных культур и эпох сдвига культурных пластов, относятся символизация и символизирующая трансформация. Сами фазы представляются капсульными явлениями, однако их сочетание и самое главное — их чередование в различных национальных контекстах не совпадают. Чередование этих фаз рецепции формирует «индивидуальную культурную кардиограмму», тесно связанную с целым рядом национальных особенностей. В определенном смысле анализ механизма рецепции приводит к более глубокому пониманию культуры (в нашем примере — русской и итальянской), так как выявляет ее сущность — процессы, не только связанные с настоящим, но и имеющие отношение к культурной памяти и к «менталитету» культуры.





© Дизайн-студия
Издательства «ЭЙДОС»
Мероприятие проводится при поддержке Российского гуманитарного научного фонда,
грант № 13-03-14030.