Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

ГЛАДЫШЕВА Стелла Геннадьевна

Страна:  Россия
Город:  Москва
Место работы: Московский Институт Радиотехники, Электроники и Автоматики (ТУ)
Должность:  Доцент
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Универсальный теизм как исток утопических проектов эпохи Ренессанса

Тезисы:

Утопическое мышление эпохи Ренессанса имеет христианские корни, такие как идея преображения до формы Бога, и соответствующего состояния наивысшего блаженства; а также связанная с предыдущей идея совершенной общности людей — невидимого града, хранящего мир от распада. Но тем не менее, основа ренессансного утопического мышления — принципиально иная. В. Дильтей обозначил ее как религиозно-универсальный теизм. Главное отличие состоит в том, что, если христианство, признавая значение собственных человеческих усилий в деле преображения, главную роль отводит церкви, то для универсального теизма значение имеет только автономный индивид, получающий знание божественной реальности исключительно из собственного внутреннего опыта. Это предполагает иную, чем христианская, онтологию, антропологию и концепцию общественного устройства преображенной части человечества. Такой основой стал неоплатонизм, представителями которого в эпоху Ренессанса являются Николай Кузанский, представители флорентийской платоновской академии Марсилио Фичино и Пико дела Мирандола, а также «оксфордские реформаторы Джон Колет, Эразм Роттердамский и создатель знаменитой «Утопии» Томас Мор.

Онтология и антропология универсального теизма могут рассматриваться как прелюдия к теме идеального общественного строя, которой посвящены многочисленные ренессансные утопии. Практически все их авторы полагают совершенное мироустройство результатом человеческих усилий. Они отмечают необходимую связь между достижением человеком богоподобия и созданием идеального общества. Преображенный человек требует воплощения законов своей божественной природы в окружающей действительности. И только он способен устранить социальные несовершенства, изменить законы, установленные падшими людьми, не трудившимися над возделыванием собственной природы. Разум и здесь оказывается единственной опорой, ведь в собственном уме человек усматривает изначальный божественный промысел о человечестве.

В статье делается вывод о том, что утопические представления о наилучшем обществе, а также более общие взгляды ренессансных гуманистов возможно рассматривать сквозь призму универсального теизма. В этом случае они предстают в русле проекта обновления христианства, возникшего в период кризиса средневекового католицизма, который на самом деле обозначил вектор дехристианизации новоевропейского сознания.