Поданные заявки

Поиск по заявкам
Фамилия:

Для того, чтобы увидеть все заявки, установите курсор в форму поиска,
нажмите клавишу «пробел» и кликните на кнопку «поиск»

КЛЮЕВА Ирина Васильевна

Страна:  Россия
Город:  Саранск
Место работы: Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева. Кафедра культурологии
Должность:  Профессор
 Ученая степень:  кандидат философских наук
Ученое звание: Доцент

Тема доклада:

Художник как центрообраз творчества степана эрьзи (к проблеме иконографии раннего модернизма)

Тезисы:

Изображения деятелей мировой культуры — художников и мыслителей, — занимают значительное место в многочисленной галерее образов, созданных скульптором Степаном Эрьзей (1876–1959). Основной пафос творчества мастера — напряженная жажда идеала, страстная вера в совершенство человека, в его красоту и силу, утверждение неограниченных возможностей человеческого духа. Человек-Художник — один из центрообразов художественной антропологии Эрьзи. Конкретные персонажи созданных им портретов (подчеркнем, что речь идет в данном случае только о мужских его персонажах) — главным образом, выдающиеся люди своего времени и «вечные спутники» человечества — философы, писатели, живописцы, скульпторы, музыканты — составившие основную «иконографическую обойму», специфический пантеон богов западноевропейского и русского изобразительного искусства периода раннего модернизма (первая треть XX в.). Идеология портретного жанра в творчестве Эрьзи противостоит ортодоксально реалистическому направлению изобразительного искусства (психологический или типологический портрет). Его изображения конкретных людей представляют собой варианты «онтологического», «концептуального» портрета, характерного для неклассических направлений искусства ХХ в. Скульптор изображает не столько личность, сколько идею, создавая не только изображение конкретного деятеля искусства, но вместе с тем собирательный, идеальный, целостный образ Художника.

Для Эрьзи, как и для многих других художников эпохи модерна, характерно акцентирование в портрете именно тех черт модели, которые отвечают его собственному мироощущению, представляются ему идеалом. В созданных им портретах преобладает возвышенная интонация: Художник — не ремесленник, а деятель духовной сферы жизни.

Для скульптора характерна концепция Художника как «стихийного гения», близкого по духу к ницшеанскому «сверхчеловеку». В его творчестве утверждается символистская концепция гения — уникальной личности — обреченной на патетическую схватку с неотвратимой судьбой (или неразумной толпой). При этом судьба парадоксально и кощунственно покушается даже на самое ценное, что у него есть — его творческую силу; недостойная толпа вершит неправедный суд. В связи с этим обращает на себя выбор персонажей: почти полностью ослепший живописец и скульптор («Микеланджело»), оглохший музыкант («Бетховен»), косноязычный пророк («Моисей»), преданный анафеме моралист («Толстой»).