Информация о сферах научных интересов
- Междисциплинарная методология изучения искусства (теория, эстетика, социология и социальная психология искусства;
- Искусство как проблема теории и истории культуры.
Файлы и публикации - Цивилизационная идентичность в переходную эпоху: культурологический, социологический и искусствоведческий аспекты / Кондаков И.В., Соколов К.Б., Хренов Н.А. – М.: Прогресс-Традиция, 2011. – 1024 c. (PDF 4,7 Mb)
- И. В. Малыгина. Императивы империи: бегство от свободы или побег из неволи?, или О чем умалчивает книга Н. А. Хренова «Культура и империя». Рецензия.
- Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов. – М.: Прогресс-Традиция, 2008. – 536 с., ил.
ISBN 5-89826-292-2
- Стенограмма обсуждения книги зам. директора государственного института искусствознания, доктора философских наук, профессора Николая Андреевича Хренова «Образы Великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов», состоявшегося 20 мая 2009 года в Институте кинематографии.
- CV (eng)
- Введение. Эстетика и теория искусства ХХ века: альтернативные типы дискурсивности в контексте трансформации культуры // Эстетика и теория искусства XX века: Хрестоматия / Сост. Н. А. Хренов, А. С. Мигунов. — М.: Прогресс-Традиция, 2008. — С. 7–84. (PDF 332 Kb)
Дополнительные данные
Образование, ученые степени и звания
Высшее образование – 1968. Сценарно-киноведческий факультет Всесоюзного государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова;
Кандидат искусствоведения – 1973. Всесоюзный государственный институт кинематографии;
Доктор философских наук- 1992. Государственный институт искусствознания;
Профессор кафедры кино и телевидения – 1997. Московский государственный университет культуры.
Научная деятельность
Общий стаж научной работы – более 38 лет
- С 1971 г. – младший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания;
- С 1976 г. – старший научный сотрудник. Государственный институт искусствознания;
- С 1992 г. – ведущий научный сотрудник. Государственный институт искусствознания;
- С 1998 г. по настоящее время – заведующий отделом теории искусства. Государственный институт искусствознания;
- С 2005 г. по настоящее время – заместитель директора по научной работе. Государственный институт искусствознания;
- С 2003 г. по совместительству ведущий научный сотрудник отдела социологии экранных искусств Федерального государственного научно-исследовательского института киноискусства;
- Член Ученого совета Государственного института искусствознания;
- Председатель секции Ученого совета по социальному функционированию искусства Государственного института искусствознания;
Участие в диссертационных советах
Заместитель Председателя диссертационного совета Государственного института искусствознания по специальности «эстетика» (по философским наукам) и «теория и история культуры» (по культурологии);
С 1999 г. по настоящее время – член экспертного совета по философии, социологии и культурологии Высшей аттестационной комиссии при Министерстве образования и науки РФ;
Член диссертационного совета ВГИКа им. С. А. Герасимова по специальности «Кино-, теле-, и другие экранные искусства»;
Член диссертационного совета Научно-исследовательского института киноискусства по специальности «Кино-, теле- и другие экранные искусства».
Педагогическая деятельность
Общий стаж педагогической деятельности – более 20 лет;
Профессор кафедры эстетики, истории и теории культуры Всероссийского государственного института кинематографии им. С. А. Герасимова;
Профессор кафедры экономики и менеджмента исполнительских искусств Школы – студии им. В. И. Немировича-Данченко при Московском Художественном академическом театре им. А. П. Чехова.
Членство в профессиональных организациях
Член Союза кинематографистов России;
Член Союза театральных деятелей России;
Член научной коллегии Научно-образовательного культурологического общества России;
Член общественного совета по гуманитарным наукам при Комитете по образованию и науке Государственной Думы Российской Федерации;
Председатель Комиссии междисциплинарного изучения художественной деятельности при Научном совете Российской Академии наук «История мировой культуры».
Издательская деятельность
С 2000 по 2006 гг. в качестве главного редактора выпускает научный альманах «Традиционная культура» при Государственном республиканском центре русского фольклора;
Ответственный редактор ежегодника Государственного института искусствознания «Теория художественной культуры»;
Член редакционно-экспертного совета журнала «Полигнозис».
Членство в редколлегиях
Председатель редколлегии серии научных трудов «Искусство в исторической динамике культуры» (издательство «Наука»);
Член редколлегии серии коллективных трудов «Россия на перекрестке культур» (издательство «Наука»);
Член редколлегии серии научных трудов «Субъект в мире – мир субъекта».
Участие в международных конференциях
- «Отношения между искусством и властью в Советском Союзе» (г. Метц, Франция, 2000);
- «Эйзенштейновские чтения» (г. Нанси, Франция, 1999);
- «Нарративный стиль и восприятие в кинематографе: перцепция, воображение, эмоция». Организована Центром когнитивных исследований кино (США) совместно с Академией кино и телевидения «Конрад Вольф» (Потсдам - Бабельсберг, Германия, 2006);
- «Религия и духовность в истории и современности кинематографа Центральной и Восточной Европы» (г. Висбаден, Германия, 2007)
Наиболее важные публикации
Изданы индивидуальные монографии
- Социально-психологические аспекты взаимодействия искусства и публики (Москва, 1981);
- Зрелищные искусства и человек (Братислава, 1985);
- Мифология досуга (Москва, 1998);
- Социальная психология искусства. Теория. Методология. История (Москва, 1998);
- Введение в социологию искусства (в соавторстве, Санкт-Петербург, 2001);
- Художественная жизнь императорской России (субкультуры, картины мира, ментальность), (в соавторстве, Санкт-Петербург, 2001);
- Культура в эпоху социального хаоса (Москва, 2002);
- Публика в истории культуры (Москва, 2002);
- Социальная психология искусства: переходная эпоха (Москва, 2005);
- «Человек играющий» в русской культуре (Санкт-Петербург, 2005);
- Кино: реабилитация архетипической реальности (Москва, 2006);
- Зрелища в эпоху восстания масс (Москва, 2006);
- Воля к сакральному (Санкт-Петербург, 2006);
- Русский Протей ( Санкт-Петербург, 2007);
- Публика в истории культуры. Феномен публики в ракурсе психологии масс (Москва, 2007);
- Образы великого разрыва. Кино в контексте смены культурных циклов (Москва, 2008)
Под редакцией Н. А. Хренова вышли следующие коллективные труды:
- Искусство в ситуации смены циклов. Междисциплинарные аспекты исследования художественной культуры в переходных процессах (Москва, 2002);
- Переходные процессы в русской художественной культуре. Новое и Новейшее время (Москва, 2003);
- Циклические ритмы в истории, культуре, искусстве (Москва, 2004);
- Поколение в социокультурном контексте ХХ века (Москва, 2005);
- Искусство и цивилизационная идентичность (Москва, 2007);
- Эстетика и теория искусства ХХ века (Москва, 2005);
- Эстетика и теория искусства ХХ века. Хрестоматия (Москва, 2007);
- Театр как социологический феномен (Москва, 2009)
Всего опубликовано более 400 печатных трудов
|